Портреты радостных крестьян Федота Сычкова. Когда живут не как модно, а как нравится.

9,6K прочитали
Федот Сычков. автопортрет.
Федот Сычков. автопортрет.

Один из моих любимых художников, о котором не могу не разместить материал.

Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958) - гордость Мордовии. Пик его жизни и творчества приходится на мордовский период, и создавал он свои солнечные работы, изображая простых людей труда, среди которых существенная доля приходилась на мордву.

Сам художник был русским, о чем собственноручно писал:

...Я не мордвин, а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь за двадцать последних лет заинтересовался мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы и прочее… Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня наградили почетным званием и дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно...

Его творчество очень нетипично для того времени изображает тружеников. Нет на них печати безысходности, отчаяния, и нищеты. Он видел людей веселыми и жизнерадостными, что, в принципе, подтверждает истину о том, что ... каждый пишет как он слышит...

Между тем, сам Федот Васильевич родился в очень бедной крестьянской семье в Пензенской губернии, рано остался без отца, и начало его жизненного пути было, мягко говоря, очень тяжелым. Однако - он посещал школу, и показал уже там талант художника, который поддержал школьный учитель рисования. Мальчик писал иконы, портреты, сюжетные картины на заказ, и по работе пришлось ему столкнуться с местным помещиком - генералом Араповым, который его талант отметил, и профинансировал обучение в Петербурге. Благодаря Арапову талантливый юноша получил профессиональное художественное образование.

Сычков рано, еще в период обучения, определился с основной тематикой своих произведений - это бытовые зарисовки из деревенской жизни.

Однако эти зарисовки не особенно кормили. Это была тема, так сказать, для души, которую он бросить не мог. Выстрелила она уже позже - в советский период. Хотя свои работы он выставлял регулярно на многих отечественных и зарубежных выставках, где они были отмечены наградами и, в принципе, как экзотика, неплохо раскупались иностранцами.

А вот, чтобы жить в столице, иметь доход, и содержать жену, которой художник успел обзавестись, Сычков брал заказы на светские салонные портреты. Вообще, он писал портреты всю жизнь. Как мы уже знаем на примере многих других художников - пейзажами сыт не будешь, а портреты это стабильный кусок хлеба с маслом.

В 1908 году художник с супругой предпринял поездку по Европе, как это было положено в то время, чтобы ознакомиться с местными музеями. Он привез много зарисовок, красивых головок и личных впечатлений. Искусствоведы считают, что после этого путешествия в его картинах стало еще больше радости и ярких красок.

это такая красивая итальянская головка, написанная как раз во время европейского путешествия.
это такая красивая итальянская головка, написанная как раз во время европейского путешествия.

После революции 1917, в Петербурге делать было нечего. Голод, разруха, и отсутствие богатых любителей собственных портретов. Многие художники в этих условиях эмигрировали. Но Сычков пошел другим путем - он вернулся в родное село, с которым, собственно, связей никогда не порывал. Обошлось не без сложностей - его даже пытались раскулачить как кустаря - одиночку, но потом, что закономерно, его радостные картины сельской жизни с молодыми здоровыми и веселыми героями, очень удачно вписались в советскую художественную концепцию.

Собственно, оставшись в родном селе он получил возможность всю жизнь заниматься тем, что действительно любил - писать сцены из сельской жизни. Ну кому все это было бы нужно где - нибудь в Париже? И кому нужен Париж, если там не получится делать то, к чему лежит душа?

Сычков написал много изображений веселых крестьянок - но, в строгом смысле слова - это все - таки не портреты, а известные уже нам красивые головки. Только их подвид, скажем так, с учетом вкусов окружения и пристрастий самого художника.

В середине 30-х годов он начинает принимать активное участие в выставках художников свежеобразованной Мордовской АССР. Здесь гвоздем программы стали образы девушек - мордовок. Как обычно у него - крепких, озорных и веселых. Картины произвели фурор, особенно если учесть, что в то время в Мордовии Сычков был единственным профессиональным художником - то есть его картины были еще и очень качественно написаны. Естественно - награды и звания посыпались как из рога изобилия. Тем не менее - он продолжал жить в родном селе, и только за пару лет до смерти, уже полуслепым, переехал в Саранск. Но, до самого конца художник продолжал писать картины, общаться с коллегами, почитателями и студентами и находить во всем этом большое удовольствие.

Вообще - жизнь Сычкова яркий пример того, что надо жить там, где тебе хорошо, не оглядываясь на других, и заниматься тем, что действительно любишь - и проживешь долго, счастливо, получая от жизни и работы удовольствие, да еще и скольким людям радость подаришь!

Ассорти его работ разных лет.

Что характерно, его крестьяне как радовались жизни при Российской империи, так и при СССР радоваться продолжили. Каждый видит то - что у него в сердце...

Федот Сычков. автопортрет.
Федот Сычков. автопортрет.