«Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!» - эта цитата из бессмертного «Золотого теленка» Ильфа и Петрова абсолютно подходит для сегодняшнего поста.
6 июля 1933 года в Москве стартовал знаменитый автопробег «Москва—Каракумы—Москва». 23 автомобиля, 96 участников преодолели маршрут в 9375 км к 30 сентября.
Известный советский журналист Эль-Регистан (Габриэль Уркелянц) также участвовал в пробеге в качестве спецкора, а его впечатления легли в основу книги «Москва – Кара-Кум – Москва», изданной в следующем 1934 году. И здесь есть забавный момент, связанный с нашей республикой. Если участники автопробега были в восторге от строительства дорог и их качества в Чувашии (что даже нашло отражение в кинохронике), то вот дороги в Татарской АССР автора, мягко говоря, не впечатлили:
«Перевалили границу—и ахнули! Кончилось счастье. Дорог не было. Оставались какие-то мрачные следы землеразборочных работ.
— Так бывает на Петровском бульваре во время прокладки водопровода,—зло заметил контролер тов. Ильин.»
«Дорожная картина неузнаваемо изменилась. Отсутствие всяких ремонтных работ, бесконечные рытвины, ухабы, канавы, ямы – гибельным пунктиром обозначают так называемое шоссе. Обещания дорожных органов и Автодора Татарии покоятся на дне этих ям».
Хорошо, что спустя 88 лет ситуация с дорогами в Татарстане изменилась в лучшую сторону.
А что касается автопробега, то 11 июля после переправы через Волгу участники прибыли в Казань, которая их встретила жаркой погодой («Жара каракумская», - отметил специальный корреспондент «Известий»). Весь день 12 июля в участники автопробега выступали с докладами на собраниях рабочих разных предприятий города. К слову, подобные встречи отняли довольно много времени за весь пробег, но нести в массы светлые идеи – дело тоже важное.
13 июля автоколонна переправилась через Каму у села Шуран и направилась на Самару.