Н.В. Гоголь один из тех великих, чей портрет в школьном классе имеел "именной гвоздик". И это было хорошо. Вспомните, что висело над доской: портреты Пушкина, Лермонтова (о них я уже писал, ссылки - Пушкин и Лермонтов), Гоголя, Островского. Как выглядел Николай Васильевич на таком портрете? Скорее всего так:
Но так, Гоголь выглядел не всегда. На ранних портретах он выглядит иначе. Давате по порядку, хронологическому.
20 марта 1809 года в небольшом селе Большие Сорочинцы родился Н.В. Гоголь. Его отец, Василий Гоголь-Яновский (именно Николай Васильевич жестко откажется от второй части фамилии), был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье.
Известно, что семья была многодетная: на свет появилось всего двенадцать детей. Русский писатель родился третьем по счету, первые двое сыновей родились мертвыми.Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга.
В пять лет Гоголь уже начал сам записывать свои произведения. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и нечистую силу.
Забавно, но он обожал рукоделие. Вязал на спицах, кроил и шил, ткал пояса. С великим удовольствием придумывал наряды для своих сестёр. Это увлечение останется с ним навсегда.
Прижизненные изображения Гоголя начинаются со времен его учебы в гимназии. Есть в сети издание 1909 года посвященное именно портретам Н.В. Гоголя ( один из адресов здесь) - Портреты Н. В. Гоголя. Собраны и изданы под наблюдением Общества Любителей Российской Словесности 1909 год.
Любимыми предметами будущего писателя были рисование и русская словесность. Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые стихотворные творения были далеки от стиля великого поэта.
После смерти отца, в 1825 году, начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Зарабатывать на жизнь приходилось самому. Гоголь все больше писал для журналов.
В 1831 году вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа. Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты. Пушкин в письме Александру Воейкову оставил такой отзыв о Гоголе:
Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу.
Гоголь читал лекции, писал книги, изучал историю. Несмотря на замкнутый характер, Николай Гоголь был потрясающим рассказчиком и чтецом.
Черницкая А.М. Портреты Н.В. Гоголя // Исторический вестник. 1890. № 3. С. 641–642:
«Воспроизведения портрета Венецианова попадаются очень редко, так как Гоголь, находя портрет плохим, собрал и уничтожил все снимки. Два из них случайно сохранились у Ив.Серг. Аксакова; один он отдал Марье Васильевне Гоголь, а другой послужил оригиналом для снимка, сделанного в „Русской Старине“, 1879 года, т. IX»
В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души». Сюжет произведения подсказал Пушкин: во время кишиневской ссылки ему рассказали про помещика, который выдавал умерших за беглецов.
Позже, Пушкин подсказал Гоголю историю о господине, который выдал себя за высокопоставленного чиновника. Она и легла в основу комедии «Ревизор».
Сын П. А. Каратыгина в своих «Воспоминаниях» дал исчерпывающий комментарий этому портрету («Исторический вестник», т. IX, 1883, стр. 736):
«Гоголь был сильно встревожен и, видимо, расстроен ... Нескромную веселость возбуждала не комедия, но ее автор. Невысокого роста блондин с огромным тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу, с прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, все это придавало фигуре великого писателя нечто карикатурное».
Гоголь много путешествовал, часто бывал в Европейских странах. 18 апреля 1836 г. через полтора месяца приблизительно — 6 июня — Гоголь, издерганный, усталый от всех волнений, связанных с постановкой «Ревизора», оставляет Россию.
Из Италии он возвращается с округленным лицом, с длинными волосами, с эспаньолкой, с усами. С этого момента его облик становится привычным для нас.
Тут есть вопросы: на картине Горюнова, датированной 1835 годом, Гоголь уже изменился внешне. Датировка картины приблизительна или он уже в Италию поехал преобразившись? Не ясно.
« ...Этот художник (Дмитриев-Мамонов) обладал изумительным даром придавать разительное сходство самым беглым своим портретным наброскам... Одною из специальностей художника было рисование на память портретов, по сходству изумительных... Лицо Гоголя, коего художник видал очень часто...он изучил в совершенстве».
С.А. Рачинский. К портретам Н.В. Гоголя. „Старина и новизна," кн. 6, стр. 23
« В 1842 г. ... встретился я с небольшого роста человеком, причесаннымa la mougik, в усах и эспаньолетке, и с трудом узнал своего учителя. Действительно, это был Гоголь, очень переменившийся лицом и похожий на того портретного... Нельзя было не заметить перемены в его характере: беззаботная веселость юноши в десять лет нашей разлуки частью заменилась внем большею зрелостью мыслей, и расположение духа сделалось серьезнее».
М.Н.Лонгинов. Воспоминания о Гоголе. „Современник..", 1854, № 44, стр. 89.
«Небольшой рост, солидный сюртук, бархатный глухой жилет, высокий галстук и длинные темные волосы, гладко падавшие на острый профиль. Разговариваяили обдумывая что-нибудь, Гоголь потряхивал головой, откидывая волосы назад,или иной раз вертел небольшие красивые усы свои: при этом бывала и добродушная кроткая улыбка на его лице...».
Д.К.Малиновский. Нечто о Гоголе. „Русский“, газета политическая и литературная, 1858, №22
Самый известный портрет Гоголя был написан Моллером в 1841 году по просьбе писателя для матери Марии Ивановны Гоголь-Яновской. С автором полотна, Федором Антоновичем (Отто Фридрихом Теодором) Моллером великого писателя связывала тесная дружба. Портрет живописец создавал с натуры — писатель многократно и с удовольствием позировал другу. Это дало возможность художнику максимально точно воплотить на холсте образ писателя.
«Слышал я, - вспоминал Н.В.Берг, - что он заказан был Гоголем для отсылки в Малороссию, к матери, после убедительных просьб целого семейства. Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее: надел сюртук, в каком его никогда не видели, ни прежде, ни после; растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен».
Во время Великой Отечественной войны оригинал исчез, и настоящее его местонахождение неизвестно. В Третьяковской галерее хранится авторское повторение портрета с подписью мастера.
Почти одновременно с портретом Моллера художником Александром Ивановичем Ивановым в 1841 году был написан еще один портрет Н.В.Гоголя. Он несколько иной в сравнении с работой Моллера. Иванов уважал и чтил Гоголя, он долго присматривался к облику Николая Васильевича. Современники придерживаются мнения, что именно портрет Гоголя, написанный Ивановым является правдивым прижизненным изображением поэта. Портрет был написан по заказу Жуковского. Автор работы решил написать произведение не с натуры, а с портретов, которые он сам ранее уже написал.
Портрет Иванова известен в двух экземплярах. Тот из них, который ныне находится в Государственном Русском музее в Ленинграде и ранее принадлежал поэту В. А. Жуковскому, отличается, помимо незначительных деталей, большой выразительностью и свежестью письма. Сам Иванов, как это будет видно из дальнейшего, считал его основным, первым оригиналом.
Другой портрет принадлежал М. П. Погодину, затем находился в собраниях Румянцовского музея, после ликвидации которого поступил в Третьяковскую галлерею. Этот второй портрет является авторской репликой, тогда же сделанной Ивановым.
Кроме этих двух портретов, вернее сказать, одного в двух вариантах, исполненных масляными красками, имеется еще карандашный и акварельный портреты Гоголя, рисованные Ивановым, но их соотношение с масляными портретами не установлено.
Судьба свела Гоголя с художником А. Ивановым в Италии, когда тот писал «Явление Христа народу».
Иванов писал о Гоголе:
«Это человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство. Как поэт, он проникает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом – человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства».
Хронологически за портретами моллера и Иванова следует не картина и рисунок, а дагерротип, предтеча фотографии. Снимок сделан в 1845 году, в Риме. На втором фото в галерее-карусели все участники подписаны.
Автор снимка - Сергей Львович Левицкий (Львов-Львицкий) был незаконнорожденным сыном сенатора Льва Алексеевича Яковлева. Он не стал выслуживать себе дворянства через получение чинов, увлекся дагерротипией, стал выдающимся фотографом и придворным фотографом Российских императоров.
Сергей Львович так описывал свое пребывание в Риме:
«...Меня встретил целый кружок русских художников: Ставассер, Рамазанов, Орлов, Мокрицкий, Гордон, Солнцев, Манигетти, Бенке, Алекс. Иванов, Бравур, Кливченко. Вращаясь постоянно во время моего пребывания в Риме в этом кругу, я развил художественный взгляд и инстинкт, так что мне удалось снять стереотипом группу всех земляков-художников, на небольшую размером — на полпластинку...».
Этой фотографией воспользовался И.Е. Репин для портрета Н.В. Гоголя 1878 г. Но это будет позже.
«...По моему телу можно теперь проходить курс анатомии: до такой степенионо высохло и сделалось кожа да кости...» .
Гоголь — В. А. Жуковскому, 14 июля 1845г. Письма Н.В. Гоголя, т.Ill, СПб.,1901, стр.72.
Очень Николай Васильевич любил лечиться, при этом у Гоголя было много фобий: он боялся грозы и обмороков, быть погребенным заживо и смерти. Из-за боязни обмороков и замирания Николай Гоголь мог большую часть ночи проводить на диване — не ложась в кровать.
В январе 1852 года умерла давняя знакомая Гоголя, Екатерина Хомякова. Писатель перестал есть, признался духовнику, что его «охватил страх смерти».
Это не прижизненное изображение писателя, но за этой картиной стоит реальная история. История по которой Репин написал эту картину такова:
« ...Ночью на вторник (с 11 на 12 февраля), он долго молился один в своей комнате. В три часа призвал своего мальчика... велел открытьтрубу, как можно тише, чтоб никого не разбудить, и потом подать из шкафапортфель... Он вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных тесемкой, положилее в печь и зажег свечой из своих рук. Мальчик, догадавшись, упал перед ним на колени и сказал: Барин, что вы это? Перестаньте!... Между тем огонь погасал, после того как обгорели углы у тетрадей. Гоголь заметил это, вынул связку из печки,развязал тесемку и уложил листы так, чтобы легче было приняться огню, зажег опять и сел на стуле перед огнем, ожидая, пока все сгорит и истлеет».
Н.П. Барсуков. Жизнь и труды Погодина, т. XI, стр. 533-534
Последние дни он не выезжал из дома. Не хотел обращаться к докторам. Его, почти насильно, отправили в больницу.
21 февраля 1852 года писатель скончался. Ему было почти сорок три года.
« ...Вскоре после кончины Гоголя тело его было положено в гроб и перенесено в церковь Московского университета.Тут около гроба, до самого погребения постоянно дежурили студенты. В одном из таких ночных дежурств участвовал мой покойный брат — Владимир Александрович Рачинский, тогда студент4-гокурса юридического факультета. Обладая немалым талантом в рисованиии желая сохранить воспоминание об этом скорбном и торжественном бдении, он,во втором часу ночи, принялся рисоватьпрофиль покойного, надеясь,что успее токончить рисунок без свидетелей.Но в это время вошла в церковь графиня Е.П.Ростопчина, обратилавнимание на рисующего юношу, взглянула на его набросок и была пораженадостигнутым сходством и передачей печати важного покоя, лежащего на чертах усопшего... Портрет был налитографирован в ограниченном количестве экземпляров и в несколько дней раскуплен».
С. А. Рачинский. К портретам Н. В. Гоголя. „Старина и новизна", кн.6, стр. 22—23.
По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы.
Мистики в жизни Гоголя было много, была она и после смерти: как потом вспоминал Грановский, к могиле, в которую уже опустили гроб, неожиданно подошел черный кот. Женщины заохали, полагая, что душа писателя вселилась в кота. Когда погребение было завершено, кот исчез так же неожиданно, как появился, никто не видел его ухода. Мистика? может кот - это просто кот?
« ...Я позвал старика-формовщика, и через четверть часа мы были уже наНикитском бульваре, в доме графа Толстого... Когда я подошел к телу Гоголя,он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снятьмаску; о приготовленный гроб... беспрестанно прибывающая толпа, заставилименя и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить снятием маски,после чего, вместе со слугою-мальчиком Гоголя, мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось хотел еще глядеть на здешний мир».
Н. А. Рамазанов. Материалы для истории художеств в России, кн.1, 1863, стр. 233.
Его похоронили на Даниловском кладбище в Москве. В 1931 году могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Вы можете составить полное представление о внешности великого писателя. За рамками статьи остались некоторые изображения. Если хотите до мелочей разобраться с историей иконографии Гоголя рекомендую посмотреть здесь и здесь.
Подобная моя статья о внешности Петра I - здесь.
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков.