В 1659 году в Москву приезжает неординарный человек. Он священник, славянский патриот. Юрий Крижанич, хорватский богослов. В Россию он приехал с миссионерской миссией. Его мечта – объединение всех славянских народов, которые должны вместе противостоять германцам и прочим западным народам. Но для русских этот человек был чужд.
Он был не православным. Крижанич закончил католическую семинарию и выступал за униатство запада с востоком. Мог ли принять его идеи русские люди? Достаточно вспомнить с каким сопротивлением люд воспринял просто исправление литературы и обрядов богослужения. Люди шли на костер за право креститься двумя перстами. Как бы они отреагировали бы на идею признать верховенство папства или другие католические обряды?
Он говорил о непрерывной борьбе двух народов: славян и германцев. Это борьба по его мнению не могла закончиться мирно. Поэтому славянам нужно взять достижения немцем и использовать его против них же. Крижанич выступал за просвещение: за изучение западных наук. Учение должно было открыть очи всем славянам.
Но Россия хоть и стремилась к просвещению, но прежде всего хотела остаться православной. Сам Крижанич не мог узреть противоречие в соей фигуре для русских людей: славянский патриот и католик. Он вызывал диссонанс. Неудивительно что за его пропаганду униатства его сослали в Сибирь на 16 лет. После смерти он уехал в Польшу, где умер в ходе похода против турок-османов в 1676 году.
Этот хорват интересен по своим взглядом. Крижанич оказался не в том месте и не в то время. Он буквально потерялся во времени и пространстве. Такого человека было бы логичнее увидеть в веке 19 как минимум, тогда, когда поднялась идея панславянства. Может тогда он нашел бы поддержку в России. Даже при Петре его идеи просвещения не вызвали бы такой неприязни.