Найти тему
Veritas

"Славянский патриот, католик" - приговор: 16 лет ссылки в Сибирь.

В 1659 году в Москву приезжает неординарный человек. Он священник, славянский патриот. Юрий Крижанич, хорватский богослов. В Россию он приехал с миссионерской миссией. Его мечта – объединение всех славянских народов, которые должны вместе противостоять германцам и прочим западным народам. Но для русских этот человек был чужд.

 «Люблинская уния»  Я. Матейко, 1869 г.
«Люблинская уния» Я. Матейко, 1869 г.

Он был не православным. Крижанич закончил католическую семинарию и выступал за униатство запада с востоком. Мог ли принять его идеи русские люди? Достаточно вспомнить с каким сопротивлением люд воспринял просто исправление литературы и обрядов богослужения. Люди шли на костер за право креститься двумя перстами. Как бы они отреагировали бы на идею признать верховенство папства или другие католические обряды?

«Путешествие Аввакума по Сибири» С. Милорадович, 1898 г.
«Путешествие Аввакума по Сибири» С. Милорадович, 1898 г.

Он говорил о непрерывной борьбе двух народов: славян и германцев. Это борьба по его мнению не могла закончиться мирно. Поэтому славянам нужно взять достижения немцем и использовать его против них же. Крижанич выступал за просвещение: за изучение западных наук. Учение должно было открыть очи всем славянам.

Но Россия хоть и стремилась к просвещению, но прежде всего хотела остаться православной. Сам Крижанич не мог узреть противоречие в соей фигуре для русских людей: славянский патриот и католик. Он вызывал диссонанс. Неудивительно что за его пропаганду униатства его сослали в Сибирь на 16 лет. После смерти он уехал в Польшу, где умер в ходе похода против турок-османов в 1676 году.

Панславянский мир.
Панславянский мир.

Этот хорват интересен по своим взглядом. Крижанич оказался не в том месте и не в то время. Он буквально потерялся во времени и пространстве. Такого человека было бы логичнее увидеть в веке 19 как минимум, тогда, когда поднялась идея панславянства. Может тогда он нашел бы поддержку в России. Даже при Петре его идеи просвещения не вызвали бы такой неприязни.