7 подписчиков

Пешеходный маршрут «Судьбы Смолянок » Часть 1

Пешеходный маршрут  "Судьбы смолянок"  Часть 1.  —  Текст пешеходной экскурсии вокруг замечательного ансамбля Смольного монастыря и Смольного института, а также Александровского института.

Пешеходный маршрут

 "Судьбы смолянок" 

Часть 1. 

— 

Текст пешеходной экскурсии вокруг замечательного ансамбля Смольного монастыря и Смольного института, а также Александровского института.

Маршрут прогулки будет пролегать близ детской церкви смолянок, мимо корпусов, где размещались их театр и лазарет. Сквер с фонтанами способен напомнить имена некоторых известных институтских начальниц.

Захватывающим моментом этой прогулки станет рассказ не столько о чудесных архитектурных шедеврах Растрелли и Кваренги, а сколько об особенной системе воспитания в первой лучшей женской школе города на Неве, России и о судьбах ее воспитанниц.

Вы послушаете 4 трогательные истории о судьбах 4-х знаменитых смолянок — Екатерин. Первая стала блестящей фрейлиной Императорского Двора, вторая — музой великого композитора, третья — женой отважного морского офицера, четвертая — … была в шаге от того, чтобы стать императрицей Екатериной III. Галерея образов смолянок — известных и забытых ныне, никого не оставит равнодушным.

Вы узнаете о спасительнице Георгиевской награды, ленточки которой мы надеваем на парады и поныне. Вы выясните для себя, какие отношения связывали Павла I и Екатерину Нелидову? Могла ли быть смолянкой Анна Ахматова? Какова была судьба воспитанниц после Октябрьской революции переворота, лишившего их alma mater?

А также вам интересно будет узнать о том, как проходил день смолянок, об их занятиях и досуге, о нравах и увлечениях, о своеобразном языке воспитанниц, и о том, как Смольный из колыбели благородных девиц превратился в штаб революции.

Маршрут пешеходной экскурсии по "Смольной территории"-1 часть 

Поскольку весь маршрут — очень насыщенный и для удобства восприятия информации и прохождения всех достопримечательности мы разбили его 2 части:

Маршрут-1. Судьбы смолянок — Екатерины Нелидовой и Екатерины Керн

Смольный Институт

Смольный собор

Сад Смольного собора

Начнём нашу очень содержательную прогулку со — Смольного института, который находится по адресу: Смольный проезд, 1. Для этого нужно от станции метро "Чернышевская" пройти пешком ~ 30 минут = 2,5 км.

Либо можно подъехать, но вы сэкономите только 7 минут. Но всё же при желании подъехать от станции метро "Чернышевская" нужно выйти на проспект Чернышевского (ул. Кирочная), на остановке сесть на маршрутку: 76 и доехать до остановки "Смольный", там пешком пройти = 540 м. И вы на месте!

При желании идти пешком, из вестибюля метро нужно выйти на Фурштатскую улицу, следовать по ней, пройти через чудесный Таврический сад, на пересечении с Таврической улицей повернуть налево и идти по ней, дальше повернуть направо на Тверскую улицу, идти прямо мимо площади Пролетарской Диктатуры по аллее Смольного и выйдете к институту.

Если вам не трудно, и вы всё равно гуляете, то лучше отправиться пешком. Так, вы больше увидите и узнаете о славном городе на Неве, прогуляетесь по Таврическому саду и получите заряд свежести и бодрости на целый день. К тому же, по дороге вы можете послушать рассказ об удивительном Смольном институте благородных девиц.

Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц — первое в городе на Неве и в России женское учебное заведение и первое в Европе государственное высшее учебное заведение для обучения девушек. Именно это заведение положило начало женскому образованию в державе.

Первоначально он назывался "Императорское воспитательное общество благородных девиц", основанное по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной II от 5 (16) мая 1764 г. Как гласил указ, это общество было создано для того, чтобы

дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества.

Название Смольный происходило от Смольного дворца, построенного Петром I близ деревни Смольной в 1729 г. В нём находился дегтярный завод.

Екатерина Великая была страстной поклонницей прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона. Императрица желала учредить учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет.

С родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Этим самым царица хотела, отлучив на время от невежественной среды, создать "новую породу людей", в частности девушек.

Сенату было велено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам,

чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию.

Указ предусматривал воспитание 200 благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре. Институте был учреждён первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати.

В 1765 году здесь открылось отделение "для мещанских девиц", т.е. недворянских сословий, кроме крепостных крестьян. Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном. В 1796 году институт вошёл в Ведомство учреждений императрицы Марии.

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание. В то время в Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни.

В 1859—1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский, который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований, в частности новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.

После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы. В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище, которое с 1891 является — Александровским институтом.

После Октябрьской революции институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск. В этом городе, ныне Ростовской области, состоялся последний российский выпуск в феврале 1919 г. В том же году институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии.

Обучение в Смольном

Вот, мы на месте и можем прогуляться вокруг института. А теперь мы вам расскажаем об обучении в этом заведении.

Первоначально воспитанницы разделялись на 4 возраста: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет, от 15 до 18 лет. Воспитанницы носили форменные платья, которое для них шило учебное заведение. Цвет платья имело значение.

Платья были следующих цветов и значений: в младшем классе — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Кофейный с коричневым оттенком символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей.

Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность. При обучении особенное внимание обращалось на Закон Божий и языки: отечественный и иностранные.

Главное внимание было обращено на нравственное воспитание. Также в программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства. Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

После матери-основательницы Смольного института благородных девиц — Екатерины Великой срок обучения был сокращён до 9 лет. Императрица Мария Фёдоровна считала, что

дети в продолжении такого долгого времени до того отвыкают от родителей, что, по окончании курса, возвращаются домой с отвращением.

И в 1797 году был ликвидирован самый младший возраст. Теперь воспитанницы разделялись на 3 возраста: "голубой", "серый" и "белый" (старший).

На выпускном публичном экзамене смолянок обычно присутствовал император и члены его семьи. Первый выпуск из института благородных девиц, а также мещанского училища, состоялся 30 апреля (11 мая) 1776 г.

По окончании института лучшие выпускницы получали "шифр" — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками. В первом выпуске "шифр" получили 8 лучших воспитанниц: Алымова, Молчанова, Рубановская, Левшина, Борщова, Еропкина, фон Вальштейн и Нелидова. В дальнейшем "шифр" получали от 6 до 10 лучших воспитанниц. Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Смольный собор

Дальше пройдём к Смольному собору, который находит в 7-8 минутах ходьбы от института. Нужно проследовать по Смольному проезду до переулка Кваренги. Рядом с площадью Растрелли будет Смольный собор.

Смольный собор — женский монастырь, который действовал в Санкт-Петербурге в 1744—1764 гг. В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Но история этой территории берёт начало с времён основания Санкт-Петербурга.

Раньше, на этом месте нынешнего Смольного монастыря, располагалось новгородское село Спасовщина. После того, как со своей стороны шведы построили крепость Ниеншанц, на этом месте был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга, это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так, за этим местом и закрепилось название "Смольное".

Накануне своего 40-летнего юбилея императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для 120 девиц из благородных семей.

В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и чрезвычайно высокой колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей. Это строительство предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя, как будущей настоятельницы, она велела строить отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим. В 1744 году руководить проектом было назначено архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.

По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен, заменив их стенами с лепниной и вазами. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигнуть 140 м. И, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 г. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали "Смольным", по названию самого места — бывшего смольного двора.

Для управлениями работой был назначен бригадир Яков Мордвинов. На протяжении всего строительства он конфликтовал с Растрелли, отменяя или переиначивая распоряжения архитектора.

1749 году императрица Екатерина II наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться кроме главного массивного купола, ещё и 4 малых.

Перед началом строительства было решено создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять "три покоя и одни сени" за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания строительства макета, его перевезли в специальную "модельную светлицу".

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метров. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторяя проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли, Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко — в отличии от европейских "фасадных" стилей, Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Недостроенным Смольный собор простоял почти 5 лет. Чтобы как-то оправдать подобный "застой" была придумана легенда о невозможности проводить здесь церковные службы в течение 100 лет из-за самоубийства одного из рабочих.

Достраивать корпуса собора стали в 1765 году и закончили в 1775 под руководством Юрия Матвеевича Фельтена. Однако из-за отсутствия денег интерьеры так и не были завершены. После вступления Екатерины ІІ на престол было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей.

Для их проживания как нельзя лучше подходил Смольный монастырь. Девушек стали называть "смолянками". Во время правления Павла І монахинь из монастыря перевели в другие обители, а кельи занял "Вдовий дом".

После смерти последней из 14 монахинь "Вдовьего дома" в 1797 году монастырь был упразднён. Во время правления Николая І собор бывшего монастыря был достроен архитектором В. П. Стасовым. В течение 3-х лет архитектор Василий Петрович Стасов занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

В 1835 году 20 июля Смольный собор был освящен как Собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

Высокая колокольня не была построена не столько из-за нехватки средств, а сколько из-за проведённого анализа модели ансамбля монастыря. Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени — он строился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составила около 6 000 человек и был украшен мрамором. Колокольне Растрелли так и не было суждено быть построенной.

В 1848 году указом Николая Первого был учреждён новый женский монастырь с тем же названием — Воскресенский Новодевичий монастырь.

Для благородных "смолянок" возвели здание Смольного института, куда они и переехали. Архитектором института стал Джакомо Кваренги. Существует легенда, согласной которой, всякий раз проходя мимо Смольного собора ярый оппонент по стилю и зодчеству Дж. Кваренги — Ф. Б. Растрелли весьма восхищался этим творением, он даже снимал шляпу и искренне восклицал: " Вот это храм!".

Это говорит о том, что Смольный собор настолько красив, что невозможно даже было сдержать восторг у всех, кто его видел. И сегодня он очень радует и оживляет взоры прохожих.

В XXI веке в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ, Факультет международных отношений СПбГУ. Также с 2009 года здесь находится факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Знаменитые смолянки

В 2014 году 5 мая исполнилось 250 лет со дня основания самого привилегированного государственного учебного заведения для девочек дворянского сословия в России — Императорского воспитательного общества благородных девиц.

Это образовательное учреждение более известно нам как Смольный институт. Все 153 года существования Смольного института в столице Российской империи — от его основания — до Октябрьской революции, которая перенесла его за границу, по уровню образования и внутреннему устройству он был самой превосходной школой не только в нашей стране, но и в Европе.

Здесь жили и учились лучшие воспитанницы, каждая из которых по окончании Института олицетворяла идеал русской женщины-дворянки. Влияние смолянок как на близких, так и на все русское общество, было облагораживающим.

Смолянки свято верили в Бога, Царя и Отечество! Нравственное достоинство определяло их внутренний мир. Неунывающий жизнеутверждающий характер был плодом неусыпных трудов институтских воспитателей, что помогало переносить жизненные невзгоды с несокрушимой волей и не иссякающим терпением.

Главное же их предназначение было, по мысли основоположницы Императорского воспитательного общества Государыни Екатерины II:

стать отрадою семейств своих и смягчать жестокие и неистовые нравы.

Прекрасному образу русской женщины — выпускнице Смольного института посвящена книга "Дорогие мои смолянки" Натальи Викторовны Аляевой, которая работала научным сотрудником Государственного историко-мемориального музея "Смольный".

Много лет своей жизни Н. В. Аляева посвятила изучению судеб воспитанниц Смольного. Книга была представлена петербургским читателям 6 мая 2014 году в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Место презентации было выбрано не случайно. Ведь судьба великой русской поэтессы "Серебряного века" переплелась с судьбами смолянок — сестер Аренс, одна из которых стала первой женой Н Н. Пунина — будущего мужа Ахматовой.

Юная Анна даже была зачислена в Смольный институт. Но она проучилась там всего лишь месяц и вернулась домой "по состоянию здоровья". По мнению автора книги, девушка не смогла принять монастырски-строгого устава учебного заведения, требовавшего от пансионерки, прежде всего, смирения.

"Устав воспитания благородных девиц", согласно которому протекала жизнь Смольного института, был призван воспитать в питомицах высшую нравственность, основанную на Евангельском учении. Его разработал верный советник Императрицы Екатерины II — Иван Иванович Бецкой в 1764 году

Охваченный идеями Руссо о доброй природе человека, И. И. Бецкой искренне полагал, что "корень всему злу — воспитание". Автор Устава подошел к проблемам взращивания "нового порождения" как незаурядный мыслитель и педагог-теоретик. Научный подход к процессу воспитания сыграл важную роль в небывалом успехе этого учебного заведения.

В Смольном институте была уникальная система воспитания. Императорское воспитательное общество благородных девиц развивалось успешно, со временем порождая другие образовательные учреждения. Большую роль играли в его работе представители Царствующего дома. Смолянки оставили в истории и культуре России неизгладимый след.

Воспитанниц института обучали наукам, иностранным языкам, музыке и танцам, они являли собой "пример всех добродетелей". Автору книги посчастливилось общаться с одной из выпускниц Смольного института — Татьяной Владимировной Лермонтовой, когда той было за 90.

Она проучилась в знаменитом учреждении всего 1 год, но впитала в себя его предания, учения, воспитания и традиции на всю жизнь. В течение всей своей жизни она помнила возвышенную атмосферу, в которой девочки росли, мечтая посвятить себя служению Отечеству.

В рассказе Татьяны Владимировны ясно прослеживалась мысль о том, что смолянки отличались сдержанностью, великолепным умением держать себя, тактом и доброжелательностью ко всем, умением трудиться.

Воспитанницы Смольного были мастерицами на все руки. Они много учились и трудились, при этом никогда не унывали. Все невзгоды и тяготы встречали в мирном духе, с упованием на Бога.

Примером того, как воспитывалась подобная несгибаемость перед роковыми испытаниями, служит такой факт: если у воспитанницы института на фронте погибал отец или брат, то скорбную весть ей сообщала лично начальница ученого заведения.

На проявление горя воспитанницы и слезы отводилось не более 15 минут. Если за это время девочка не умела овладеть собой, ей запрещалось возвращаться к подругам, и она отправлялась успокаиваться в лазарет.

Теперь вспомним самых знаменитых смолянок: Наталья Александровна Суворова — дочь фельдмаршала А. В. Суворова; Ольга Николаевна Полтавцева — мать генерала М. Д. Скобелева; Мария Павловна Леонтьева — начальница Смольного института, именем которой была названа улица перед его зданием; Екатерина Ермолаевна Керн — муза композитора М. И. Глинки.

Екатерина Нелидова

Возглавляет вереницу блестящих воспитанниц выпускница первого набора смолянок: Екатерина Ивановна Нелидова — камер-фрейлина Императрицы Марии Федоровны, верный и бескорыстный друг Императора Павла I.

Екатерина Нелидова была фавориткой государя. При этом любовной связи между ними не было, о чем свидетельствует признание самой Нелидовой в письме к Павлу Первому:

Разве вы были для меня когда-нибудь мужчиной? Клянусь вам, что с тех пор, как я к вам привязана, я этого никогда не замечала. Мне кажется, что вы мне – сестра.

После смерти Павла I Екатерина Ивановна удалилась в Смольный монастырь, где скончалась в возрасте 82 лет. До конца своих дней она горячо молила Бога об упокоении дорогого её сердцу императора. Дружба Нелидовой с Павлом I оказывала благотворное воздействие на его правление.

Она мягко и умело помогала императору, нередко утихомиривая его горячий нрав и спасая тем самым невинных. Иногда она даже мирила его с супругой — императрицей Марией Федоровной. Но главной заслугой смолянки стало сохранение самой дорогой для сердца русского воина награды — ордена святого великомученика Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной II и предназначенного к упразднению Императором Павлом I.

Как мудрая женщина и подруга, великая патриотка своей Родины Екатерина Нелидова, чтобы спасти память Георгия Победоносца, нашла слова и доводы, изложив их в письме к царю:

Именем Бога, да не выкажет Ваше Величество неуважения к ордену, установленному для того, чтобы награждать усердие и храбрость Ваших подданных. В течение долгого времени этот знак был наградою за кровь, пролитую на службе Отечеству.

Благодаря стараниями и духовности смолянке Е. И. Нелидовой орден св. вмч. Георгия Победоносца сохранился до наших дней. И мы, надевая в майские праздники Георгиевскую ленточку в память о Победе русского народа в Великой Отечественной войне, должны быть благодарны Екатерине Нелидовой и всем смолянкам — стойким и непобедимым русским женщинам, которые служили верой и правдой своему Отечеству как в России, так и за её пределами.

Сад-партер Смольного собора

От Смольного монастыря прогуляемся до сада Смольного собора ~ 7 минут ходьбы мимо факультета политологии СПбГУ. Сад-партер Смольного представляет собой строгий классический сад, расположенный перед зданием бывшего Смольного института благородных девиц, ныне здесь резиденции губернатора Санкт-Петербурга.

На входе вас встретят торжественные пропилеи, ровные дорожки, ухоженные и красиво подстриженные деревья. Несмотря на соседство с важным административным зданием, здесь очень уютно и тихо, можно отлично погулять и подышать воздухом.

Сад состоит из 2-х зеркальных частей, посередине разделён дорогой к Смольному. В каждой части по 2 замечательных фонтана классического типа, всего в саду 4 четыре фонтана, а в центре находятся 2 памятника: бюсты Марксу и Энгельсу, хорошо дошедшие до наших дней из советских времён. Вокруг посажены красивые цветы. Территория чистая и аккуратная, ровный подстриженный газон довершает это приятное впечатление.

В Смольном саду гуляют мамы с детками в колясках. Тут есть детская площадка, правда она немного отделена от основной части, но это к лучшему не мешает отдыхающим детишкам спокойно гулять и наслаждаться жизнью. Ведь это удивительной красоты парк, в котором приятно находиться. Вы прогуливаетесь, а мы вам рассказываем про знаменитых смолянок дальше.

Екатерина Керн

Екатерина Ермолаевна Керн (1818 — 1904) — дочь Анны Керн, известной по роли, которую она играла в жизни А. С. Пушкина, посвятившего ей "Я помню чудное мгновенье".

Екатерина Керн — возлюбленная композитора Михаила Ивановича Глинки, мать академика Юлия Шокальского. Девочка из дворянского рода, была отдана на воспитание в Смольный институт благородных девиц, который окончила с отличием в 1836 г.

Потом около 3-х лет жила со стариком-отцом, служившим в то время комендантом Смоленска. Впоследствии устроилась на работу в родную альма-матер на должность классной дамы Встреча Е. Е. Керн с М. И. Глинкой состоялась в 1840 г. Знакомство с композитором переросло в любовь. Из письма Глинки:

…мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан (…) и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали. (…) Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей. (…) Чрезвычайно ловко высказал тогдашние мои чувства. (…) Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность (…) Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла…

Ставшая музой композитора в тот период его жизни, Екатерина Керн была источником вдохновения для Михаила Ивановича.

В своей близости к лицу, которое его понимает, артист черпает новую силу.

В 1839 году М. Глинка создал ряд небольших произведений, которые были посвящены Екатерине Керн, в частности романс "Если встречусь с тобой", слова которого

…Е. К. выбрала из сочинений Кольцова и переписала для меня. (…) Для неё же написал Valse-Fantaisie.

В конце 1839 года М. И. Глинка оставил свою жену М. П. Иванову. С 1840 года отношения у композитора с Екатериной начали стремительно развиваться. Но вскоре девушка тяжело заболела и переехала к матери.

Весной 1840 года композитор постоянно навещал Катеньку и именно тогда написал романс: "Я помню чудное мгновенье" на стих А. С. Пушкина, который посвящался матери Екатерины — Анне Керн, а теперь целое музыкальное произведение и её дочери — Екатерине Керн.

В 1841 году Екатерина забеременела. Незадолго до этого начался бракоразводный процесс Глинки с женой, которая была уличена в тайном венчании с племянником крупного сановника, что давало Екатерине Керн надежду стать женой композитора.

Михаил Иванович тоже был уверен, что дело решится быстро и вскоре он сможет жениться на своей возлюбленной — Екатерине. Хотя Глинка не пропускал ни одного судебного заседания, судебный процесс затянулся.

Екатерина просила Михаила Ивановича действовать более решительно. И Глинка решился — дал ей значительную сумму на "освобождение" от внебрачного ребёнка. Композитор очень переживал по поводу случившегося. Чтобы сохранить всё в тайне и избежать скандала в обществе, мать увезла дочь в Лубны на Украину "для перемены климата".

В 1842 году Екатерина Керн вернулась в Санкт-Петербург. Глинка, ещё не получивший развода с прежней женой, часто виделся с ней, но как он признается в своих "Записках":

…уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения.

Покидая Петербург летом 1844 года, Глинка заехал к Е. Керн и простился с ней. После чего их отношения практически прекратились. Столь желанный развод Глинка получил лишь в 1846 г. Однако связывать себя узами брака побоялся и прожил остаток жизни холостяком.

Екатерина Керн долго отказывалась от замужества, несмотря на постоянные уговоры родных. И, окончательно потеряв надежду на возвращение к ней Глинки, в 1854 году Екатерина Ермолаевна Керн вышла замуж за юриста Михаила Осиповича Шокальского.

В 1856 году у них родился сын — Юлий. Через 10 лет Екатерина Керн овдовела, оставшись с малолетним ребёнком почти без всяких средств существования. Желание дать сыну хорошее образование, которое обеспечило бы ему карьеру, заставило её служить гувернанткой в богатых домах. В домашних условиях сама подготовила мальчика к поступлению в Морской корпус.

Друг семьи — сын А. С. Пушкина, Григорий Александрович, — помогал Екатерине Ермолаевне в воспитании её сына Юлия Шокальского. Впоследствии он стал председателем Русского географического общества.

Остаток жизни Екатерина Керн провела в семье сына в его квартире на Английском проспекте в Санкт-Петербурге. Каждое лето она выезжала в своё имение в Смоленской губернии, где её любимым времяпрепровождением было чтение сказок и стихов А. С. Пушкина детишкам из окрестных деревень, специально собиравшимся по этому случаю.

Чтение сказок заканчивалось раздачей маленьким слушателям медных пятаков. Свою любовь к Глинке Екатерина Ермолаевна сохранила на всю жизнь, и даже умирая в 1904 году, с глубоким чувством вспоминала великого композитора Михаила Ивановича Глинку.

Здесь мы завершаем первую часть маршрута.

Автор Валентина Лукина 

Петербург центр