Здравствуй, дорогой читатель! По своему нынешнему занятию я – писатель, поэтому стараюсь много читать. В этой статье я расскажу о своем прочтении книги Роберта Пёрсига «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом», с которой познакомился не так давно, в 2020 году. Сперва замечу, что Википедия предлагает писать имя автора как Роберт Пирсиг, однако в моем издании романа автор назван Робертом Пёрсигом, поэтому я буду называть его так.
«Дзэн ...» вышел в 1974 году, на момент выхода книги автору было 40 лет, почти как и мне сейчас, но вернемся к содержанию. Итак, на мой взгляд, книга слишком академична с точки зрения литературы, а ее философский план, напротив, изрядно упрощен. Фабула дорожного путешествия выглядит банальной, никакой настоящей жизни на ее страницах я почему-то не почувствовал. Все время сравнивал этот роман с романом Керуака «В дороге», опубликованным в 1951 году и до сих представляющим собой вершину жанра, где-то превосходящий даже великое путешествие из «Гроздьев гнева» Стейнбека. Там, где проза Керуака, его герои, диалоги, ситуации, берут за живое, страницы Пёрсига оставляли меня скучающе-равнодушным.
Философия автора весь роман остается довольно простой: «качество» – это хорошо, а «хорошо» – это качество, но кто же может объяснить что это такое! Отсюда дзэн, так как объяснить дзэн нельзя. «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао» – как гласит первый стих древнего философского трактата «Дао дэ Цзин». Дальше первого стиха можно и не двигаться. Переливанием этих конструкций на примерах из преподавательской практики философия и ограничивается.
Мотоциклы и двухколесная тематика «Дзэн ...» не спасают. Мы знаем, что мотоциклы тех времен требовали больше ухода, чем нынешние, а ухаживать лучше «хорошо» и «качественно». Атмосфера «Беспечного ездока» никак не получается, а Генри Миллер в «Аэрокондиционированном кошмаре» возился со своей колымагой куда увлекательней, чем Пёрсиг и его приятель с мотоциклами. У меня довольно осторожное отношение к книгам, вышедшим из-под пера преподавателей (у врачей в среднем получается лучше). Даже в очаровательно безумном потоке «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса то здесь, то там проскальзывает школьный учитель.
Не вытягивают «Дзэн ...» и погружения в личный опыт сумасшествия, который довелось пережить автору в начале 1960-х. Флешбеки по ту строну тонкой красной линии кажутся чуждыми и принадлежащими какому-то другому произведению. Возможно, тема дурки появилась под влиянием романа «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи, опубликованного в 1962 году, но ничего близкого к «Кукушкиному гнезду» из флешбеков «Дзэна» свить не получается.
Надеюсь, мой небольшой экскурс в американскую литературу не нагнал на вас скуку! Если вы нашли в книге Пёрсига больше, чем я, поделитесь в комментариях. В любом случае, лучше прочитать «Дзэн и искусство по уходу за мотоциклом», чем ничего.
Читайте книги и хорошей дороги!
Текст: Владимир Колосков. Фото: Гугл