Найти тему
65,3K подписчиков

Что такое "недочтение", почему сейчас школьникам трудно читать и чем это плохо для нас с вами

24K прочитали

Это не совсем научный термин. Им пользовались преподаватели в педагогическом институте, когда рассказывали нам, студентам, о неполном формировании различных навыков.

"Недочтение" это неполно сформировавшийся навык чтения.

Это не совсем научный термин. Им пользовались преподаватели в педагогическом институте, когда рассказывали нам, студентам, о неполном формировании различных навыков.

Проще говоря, когда ваш ребёнок почти хорошо читает. Такой неполный навык формируется у ребёнка, если пропустить момент перехода вашего ученика на качественно другой уровень владения каким-либо навыком (условно чтением).

Как увидеть момент перехода на новый уровень владения навыком?

Расскажу на примере. Я репетитор, ко мне пришёл ребёнок, который плохо читает. Мы начинаем занятия:

  • Первый урок. Хорошо. приступаем к занятию, делаем упражнения, читаем.
  • Второй урок. Лучше. Читаем чётче, почти не ошибаемся.
  • Третье занятие. Шикарно! Всё получается! Почти чисто читаем! Успех!
  • Четвёртое занятие. Ничего не понимаем, надоело всё. Чтение бесит, учитель раздражает. Провал полный. Даже по слогам не получается!

(Список занятий условный, провал может наступить и на пятом (и т. д.) занятиях)

И такой спад усвоения материала объясним. Наш ученик переходит на другой уровень. Он вот-вот научится читать хорошо! Только чтобы перескочить, потребуется усилие. Это как подъём по лестнице с пологими ступеньками: рано или поздно придётся поднять ногу и перенести тело на следующую ступеньку.

Уроки 10 и 11 отражают трудности при усвоении материала.
Уроки 10 и 11 отражают трудности при усвоении материала.

Ребята учатся читать в 1-4 классах. Закрепление навыка требует ещё пары лет. То есть, к седьмому классу вопрос о чтении уже не поднимается, это в идеале. И я не сомневаюсь, в школе педагоги знают об этих сложностях. Но там сейчас внимание уделено не столько обучению, сколько контролю за знаниями. На одни проверочные работы (ВПР, РДР, НИКО, и т. д.) надо выделить много учебных часов, которые могли бы пойти на формирование того или иного навыка. Не успевают учителя выполнять свои функции. И мы получаем результат:

Сейчас ОГЭ (финальный экзамен в девятом классе) по русскому языку состоит из двух частей: устной и письменной. А на устной части, помимо других видов опроса, надо читать вслух.

В девятом классе читать вслух! Это же техника чтения!

То есть, предполагается, что не все это умеют, раз этот навык проверяется. И действительно, я готовила девятиклассниц к устной части экзамена. И столкнулась как раз с "недочтением"! Девятиклассники довольно плохо читают!

Почему неполное формирование навыка это плохо?

А у мозга свои представления на этот счёт, я думаю. Раз можно почти читать, то и почти считать тоже сойдёт. И почти уметь ну, пусть будет. В результате получим "недоспециалиста", к примеру, "недомедика". Мы ведь этого не хотим, правда?

Подводя итог, попрошу у читателей-родителей. Друзья мои, если вы занимаетесь с ребёнком самостоятельно, если он в какой-то момент закапризничал и работа по предмету встала, знайте: вы с учеником переходите на следующую ступеньку в развитии.

Не пугайтесь, идите дальше! Постарайтесь на этом этапе не бросить, а напротив, удвойте усилия, ни в коем случае не меняйте тему! Уговорами, хитростью, сделкой (ты мне, я тебе), убеждениями и объяснениями, но не бросайте! Всё пройдёт через пару уроков, зато навык будет сформирован крепко и навсегда.

Когда я писала "почти научился читать" – это тоже была условность, удобная мне для формирования образа. Умение делать что-либо состоит из множества таких ступенек. Уместнее было бы написать: "Научился читать по слогам двусложные существительные с закрытым слогом". Но мы же с вами не на уроке методики)

Друзья! Если вы с вашими ребятами сейчас на этапе перехода, пишите обязательно: ситуацию, поведение ребёнка, предмет. Постараюсь помочь советом.

И ещё, у меня к вам просьба. Я заканчивала школу в девяностые. Технику чтения в 1-4 классах я помню, технику чтения в восьмом классе наотрез не помню! В интернете эту информацию я тоже не нашла, вроде, не было такого. Помогите разобраться: была ли техника чтения у нас с вами в восьмом (сейчас в девятом) классе?