Рамон Ллуль (Ramon Llull), каталанский язык и мусульмане.

В последние несколько лет моя жизнь тесно связана с прекрасным регионом Каталония, и, в частности, с каталонской литературой. Чем больше я в это углублялась, тем больше мне хотелось об этом написать.

Когда я только поступила в университет на свою специальность (каталанский язык и литература) я, честно говоря, ни про каталанский язык толком ничего не знала, ни про саму Каталонию, ни, чего уж греха таить, понятия не имела о том, что есть каталонская литература. Тогда, в 2017 году, даже внятных источников на русском языке не было, а статья на Википедии была крошечной относительно той, что есть сейчас. Литература Каталонии переживала разные времени, от престижа до полного упадка, от Возрождения и снова до упадка. Мне бы хотелось здесь написать некоторое количество статей, посвященных литературе, искусству, культуре, истории, языке для того, чтобы познакомить интересующихся Каталонией людей с этим прекрасным регионом.

Итак, как понятно из заголовка, речь пойдет о литературе и о языке, и невозможно говорить об этом без упоминания такого человека как Рамон Ллуль (Ramon Llull). Вообще, в русском языке его имя принято писать как Раймонд Луллий (и прочие интерпретации), но мне, изначально изучавшей все, что связано с Каталонией на каталанском языке, привычнее писать его имя как Рамон Ллуль. Он жил в 13 веке, и прожил очень интересную для своего времени жизнь. Да что уж, для своего. Даже сейчас мало кто может похвастаться столь насыщенной жизнью.

Фото из: https://www.eldiarioexterior.com/ramon-llull-una-figura-universal-47732.htm
Фото из: https://www.eldiarioexterior.com/ramon-llull-una-figura-universal-47732.htm

Итак, если коротко, Рамон Ллуль (1232-1316) был философ, теолог, поэт, богослов, миссионер и признан одним из самых влиятельных писателей всех времен. В общем, если проводить аналогию, то это как Сервантес для испанского языка, Гёте для немецкого, Данте для итальянского и Шекспир для английского. Он написал 265 сочинений на разные тематики (от воспитания детей до алхимических трактатов) на каталанском языке (по данным каталога, разработанного Антони Боннером (Antoni Bonner)). Иногда можно встретить цифру и многим выше, но это просто потому, что некоторые сочинения ему просто добавили в копилочку, где 265 там и 300. То есть 265 сочинений это именно те, которые действительно принадлежат Ллулю. Также, помимо всего перечисленного, он признан за “отца литературного каталанского языка” и вообще “создателя каталонской литературы”. Неплохо, правда?

Вообще, одним из самых важных аспектов его трудов является то, что он писал именно на каталанском языке. Не на латыни, на которой в то время писались вообще все труды, а на каталанском. То есть, по факту, он был первый человек писавший на региональном языке. Ну и самое интересное -- если в его лексиконе не хватало слов, то он их просто выдумывал. Именно это делает его "отцом литературного каталанского языка".

Далее я хочу рассказать вам о его жизни, о том, каким он был человеком, что привело его к служению Богу, и каков его вклад в последующее развитие каталонской литературы (и только ли литературы?).

Первые 30 лет жизни.

Да, его жизнь прекрасно делится на "до" и "после", то есть "святым" он не родился, а стал. Родился он примерно в 1232 году, в городе Пальма (мы говорим это как Пальма де Майорка), на острове Майорка. Произошло это сразу после того, как король Арагона Жауме I отвоевал остров у мавров, и вернул его своему королевству.

фото: wikipedia.org 
Кстати, имя Jaume вообще правильно произносится по-каталански Жаумэ, однако почти во всех источниках он пишется на испанский манер Хейме. Иногда можно встретить Джейме, как на английском
фото: wikipedia.org Кстати, имя Jaume вообще правильно произносится по-каталански Жаумэ, однако почти во всех источниках он пишется на испанский манер Хейме. Иногда можно встретить Джейме, как на английском

Родители Рамона -- аристократы родом из Барселоны, а после завоевания Майорки они, согласно своему титулу, получили от Жаумэ часть земель на острове, и этот факт сильно продвинул их социальный статус в иерархии общества. В общем, он родился в очень даже обеспеченной семье и свою молодость он проводил подобающе: гулял, пил, развратничал с дамами, был поэтом-трубадуром, в общем, ничего удивительного. Хрестоматийный портрет придворного вельможи. В это же время он успел даже жениться на Бланке Пикани, с которой у них было двое детей Магдалена и Доменик. И даже несмотря на это, он не смог побороть свою слабость -- любовь к прекрасным женщинам.

Вот то, что известно о его первых годах жизни до момента, пока он не стал глубоко религиозным человеком. Эта информация очень важна для понимания того, почему этот человек в течение всей остальной своей жизни постоянно примыкал к различным королевским дворам и был с ними на короткой ноге. И все же, в какой момент произошел переломный момент, когда Ллуль стал глубоко религиозным человеком?

По его собственным словам, в возрасте примерно 30 лет он пережил “глубокий тревожный опыт, который радикально изменил его жизнь”. В общем, если не вдаваться в подробности, то вот что произошло (на основании его же автобиографии, Vida Coetania): несколько дней подряд являлся Рамону облик Христа, распятого на кресте с укором смотрящего на него. Произошло это сразу после того, как после любовного поражения Ллуль в своей комнате писал лирические стихи в попытках отвлечься. Помните, я писала выше о том что слабость его -- прекрасные женщины? Так вот, когда же облик явился ему в пятый раз, долго лежал Рамон в кровати и размышлял, терзался мыслями почему же это происходит, пока наконец не понял, что “Бог хотел, чтобы он, Рамон, оставил этот мир, и чтоб с этого момента служил Христу верою и правдою”. (глава 1, параграф 4 de Vida Coetania). То есть прекратить развратничать с дамами, и уйти служить Христу. На следующий же день Рамон разделил все свое имущество между семьей и бедняками, и ушел отмаливать грехи на гору Ранда в монастырь. Это было для него нелегко, так как многие люди критиковали его и пытались остановить, но он хотел закончить дни своей жизни проповедуя слово Божье.

В последние несколько лет моя жизнь тесно связана с прекрасным регионом Каталония, и, в частности, с каталонской литературой. Чем больше я в это углублялась, тем больше мне хотелось об этом написать.-3

Там же, на горе, ему было видение, как на одном из деревьев листья, извиваясь, принимали форму букв, схожих с алфавитом арабского языка. И так понял он свое предназначение -- разработать систему обращения мусульман в христиан посредством знаний и логических убеждений. Он верил в то, что Истина -- одна, и соответственно она не может быть отвергнута разумом, и все, что нужно, это просто найти для всех "заблуждений" разумные аргументы.

Ллуль и образование. ("Новая жизнь")

Он увидел в этом откровение нести учение Христа на Восток и поставил перед собой грандиозную задачу – разработать систему обращения в христианство представителей иных религий – прежде всего магометан и иудеев, через знание, с помощью одной - единственной книги. Лулль считал Мухаммеда лжепророком, поскольку его сочинения полны ошибок, и умы неверующих должны быть просвещены. У христиан есть Священные Писания, а у мусульман есть Коран и Мекка. Он говорил, что "жизнь подобна лестнице, Бог простил чувства человека, чтобы вы восприняли его творение, а затем дал ему разум, чтобы пойти дальше и понять, что это чистое добро и само по себе. Чтобы достичь Бога, разум должен выйти за пределы чувств".

Почему мусульмане? Да потому, что Ллуль вырос в городе, который еще не так давно принадлежал маврам, и, разумеется, там остались мусульманские храмы, бани, да и сами мавры тоже остались.

Арабские бани на Пальме. Фото: wikipedia.org
Арабские бани на Пальме. Фото: wikipedia.org

Однако он понимал, что у него недостаточно знаний ни арабского языка, ни знаний их культуры и религии, чтобы убедить их перейти в христианство. Именно так начался период его обучения, который длился девять лет. Обучался он в библиотеках монастыря Санта Мария ла Реаль и Сан Диего таким дисциплинам, как: теология, философия, право, латынь и естественные науки. Но для того, чтобы выучить арабский, он купил себе образованного раба, который к тому же знакомил Ллуля с логикой Аль Газали и основами суфизма. В конце периода этого обучения он написал две книги на арабском, которые потом были переведены на латынь и каталанский: «Компендиум логики аль-Газали» и «Книга размышлений о Боге» (1272). Последняя стала венцом каталанской литературы.

Кстати, отношения с рабом-учителем хорошо не закончились. Раб был уверен в том, что приблизившись к мусульманству Ллуль поймет, что ошибался в своей религии и примет мусульманство, однако этого не произошло. Однажды, раб осквернил имя Христа, о чем узнал Рамон. Придя к рабу выяснить произошедшее, мавр пытался убить Ллуля, но промахнулся, за что попал в тюрьму, где, собственно, в последствии и повесился на своем же ремне, тем самым сняв груз принятия решения что с ним делать с Рамона. Факт самоубийства из-за Рамона не признан единогласно, многие говорят, что это спекуляция.
Фото: https://quisestlullus.narpan.net/ca/breviculum
Кстати, отношения с рабом-учителем хорошо не закончились. Раб был уверен в том, что приблизившись к мусульманству Ллуль поймет, что ошибался в своей религии и примет мусульманство, однако этого не произошло. Однажды, раб осквернил имя Христа, о чем узнал Рамон. Придя к рабу выяснить произошедшее, мавр пытался убить Ллуля, но промахнулся, за что попал в тюрьму, где, собственно, в последствии и повесился на своем же ремне, тем самым сняв груз принятия решения что с ним делать с Рамона. Факт самоубийства из-за Рамона не признан единогласно, многие говорят, что это спекуляция. Фото: https://quisestlullus.narpan.net/ca/breviculum

Миссионерская деятельность.

Изучив в совершенстве арабский язык и ознакомившись с учениями мусульманского мира, Ллуль создал философскую систему помогающую убеждать не христиан в истинности христианства.

Сперва он занимался миссионерской деятельностью на своем родном острове. Там же, в 1276 году он основал в поместье "Мирамар" монастырь, при котором была создана первая в Европе школа обучения иностранным языкам. В ней монахи изучали так же и суфийскую мудрость. Это все было необходимо для миссионерской деятельности.

Монастырь Мирамар. 
фото: https://www.pizzatravel.com.ua/rus/spain/62/miramar_monastery_majorca
Монастырь Мирамар. фото: https://www.pizzatravel.com.ua/rus/spain/62/miramar_monastery_majorca

Ллуль вел напряженную работу убеждая мусульман на их родном языке, обращая их разум к истине. Так же, он несколько раз приезжал в Рим к Папе, чтобы убедить его обучать духовенство восточным языкам и только в 1311 году Папа дал разрешение на изучение арабского, еврейского и греческого языков в университетах Европы, и первым стала Сорбонна в Париже. Именно благодаря ему впоследствии Европа познакомилась с арабским миром и учениями Древней Греции, что являлось первой ступенькой к началу эпохи Возрождения.

Наследие Рамона Ллуля (Lul·lisme)

Французы Петр Лиможский и Томас Ле Мезье (Pere de Llemotges i Tomàs Le Myésier) были верными последователями учителя Рамона; ле Мезье привел в действие ценную задачу по обобщению и распространению мысли Рамона, которая породила Breviculum (сборник миниатюр связанных с Vida Coetania).

12 миниатюра из breviculum.
12 миниатюра из breviculum.

Тот факт, что другие ученики четырнадцатого века использовали имя Ллуля из Каталонии и Валенсии для создания апокрифических текстов духовного характера, которые не одобрялись церковной иерархией, спровоцировал безжалостное преследование доминиканского инквизитора Николау Эймерика (Nicolau Eimeric). В 1376 году искусство Рамона было осуждено папским двором Авиньона, а в 1390 году - Парижским университетом. Следовательно, первые великие богословы, которые чувствовали себя наследниками Лулля, такие как Рамон Сибиуда или Николау де Куса (Ramon Sibiuda, Nicolau de Cusa), предпочли замолчать имя учителя. Отсюда берет начало убеждение людей в том, что Ллуль занимался алхимией. Однако он не только не занимался, а лишь презирал эту науку.

Одним из самых уникальных луллистов этого периода является противоречивый философ Джордано Бруно (1548-1600), автор нескольких памфлетов о Рамоне, которые были собраны в сборник луллианских и псевдолуллианских материалов, смешанных с толковательными текстами, предназначенных для исправления официальное изображение Ллуля более века: антология произведений Ллуля, отредактированная Лазарусом Цецнером в Страсбурге в 1598 году и неоднократно переиздававшаяся в семнадцатом веке

Так же, Рамону принадлежит идея создания логической машины – устройства для преобразования формул и доказательства теорем, состоящей из вложенных друг в друга концентрических дисков. Эту идею применят на практике только в 20 веке, при создании ЭВМ (компьютеров).