Мне постоянно приходится общаться с множеством людей. С одними контакт длиться пятнадцать минут из вежливости пока они презентуют свой "мега-проект", с другими - годы. Всех их объединяет одна особенность: они захотели что-то создать в жизни, рискнули и вышли из точки комфорта. У кого-то это получилось удачно, у других - нет. Проходя сквозь такой большой поток личностей я стал замечать что именно объединяет первых и какие типовые ошибки есть у вторых.
Прежде всего, практически за каждым действительно успешным проектом стоит страсть - горящие глаза его автора. Менеджеры средней руки, раздумывающие о том "что бы такое замутить, что всем нужно, но ещё никто не сделал" будут раздумывать дальше. Этих видно сразу и они как раз уходят в небытиё после 15-ти минут вежливого слушания и обещания подробно рассмотреть их расчёты позже. Экономика проекта может быть, её может не быть вовсе, но это дело поправимое - финансисты разберутся, маркетологи навешают плюшей и деньги с рынка выжмут, а вот без пара в локомотиве состав с места двинется только под откос. Таким не к нам.
Вторым фактором (хотя он должен быть первым) является идея. Та самая, которая зажигает глаза. Пусть не у всех, хотя бы у того, кого она озарила. Маркетолухи высчитают сколько на рынке таких же и сколько они готовы будут заплатить за продукт. Но идея должна быть. Почти все приходят с "уникальными" идеями. Это не плохо, они могут хорошо выстрелить, хотя по статистике - вряд ли. Гораздо лучше, если стартапер приходит с адаптацией или локализацией чужого опыта. По таким проектам уже есть экономическая модель, статистика и можно делать прогноз не на уровне "зуб даю, работать будет".
Третьим фактором, как ни странно, является работа. Горящие глаза и "идея на миллион" этого миллиона не создадут. Проект может быть в зачаточном состоянии, экономика - набросана на коленке, но если пришедший за инвестициями стартапер ничего не сделал для своего проекта и просит "дайте финансирование и вот тогда...." то сразу в топку. Любой проект можно сдвинуть с места имея в руках гугль и старый ноутбук. Если этого не было сделано, то дело не в деньгах, а в лени. В таких инвестировать нет смысла.
Дальше по важности идёт мотивация. Тут всё ясно - зам. финдира небольшого банка, придумавший от скуки ещё одну платёжную систему по переводу бабла из москвабада на историческую родину может охладеть к проекту и доверенным ему деньгам сразу, как только ему покажут фотку нового снегохода. Рядовой менеджер, ушедший из офиса и продавший квартиру, чтобы открыть салон по проявке фотоплёнки (такие ещё существуют и рынок плёнки сейчас растёт кратно каждый год) будет землю грызть ради успеха проекта и за выданные ему инвестиции можно не волноваться. Если теоретически возможно выиграть - он выиграет.
Мотивация тянет за собой концентрацию. Фонтанирующий идеями стартапер опасен для денег, он найдёт новую, более интересную идею, увлечётся и исходный проект будет обескровлен - ни страсти, ни работы ни мотивации для него. Поэтому на пресид сессиях стайеры выигрывают у спринтеров. Какие ещё идеи вы можете предложить нам?.... угу.... угу.... угу....угу, спасибо, мы вам позвоним.
Об руку с концентрацией идёт настойчивость, это две сестры- близняшки. Одна не отвлекает от цели, вторая заставляет подняться после падения. Стартапер идёт по новому для себя пути, у него есть падения и будут ещё. Какие ошибки он допускал, как после этого поступал? Если ещё ни разу не спотыкался, то первый опыт будет за счёт бизнес-ангела. Так себе инвестиция.
Ну и всё это вместе скрепляет профессионализм - человек, пришедший за деньгами, должен знать что он делает. Профессиональный шеф-повар может разработать уникальную систему онлайн учёта пиломатериалов, но только на свои. А вот под систему учёта и прогнозирования расхода продуктов на кухне он уже может получить инвестиции.
Не претендую на абсолютное знание, всё вышеперечисленное касается только тех, с кем мне приходилось в жизни пересекаться и говорить. Объединяет их, как я уже сказал, одна особенность - они смогли поднять зад с дивана и сделать первый шаг.