23,3K подписчиков

Пушкинский музей: история создания

799 прочитали

Один из самых известных и красивейших музеев Москвы, знакомый каждому москвичу с самого детства - Пушкинский музей или Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, расположенный по адресу: ул. Волхонка, 12.

Настоящее место притяжения культурной жизни столицы. Если, прогуливаясь по Волхонке, вы увидели невероятно длинный "хвост" очереди - будьте уверены - в Пушкинском точно проходит новая выставка, попасть на которую необычайно интересно!

Перебирая темы для статьи, я остановилась на истории создания Пушкинского музея, потому что погрузиться в этот удивительный мир искусства и приоткрыть для себя и вас, мои дорогие читатели, основные моменты его становления - это очень волнительно и важно!

В добрый путь!

Пушкинский музей на Волхонке (Яндекс картинки)
Пушкинский музей на Волхонке (Яндекс картинки)

. . .

На рубеже XIX - XX вв. в Российской империи регулярно появлялись частные художественные галереи, основателями которых были меценаты и предприниматели. Идея создания Музея изящных искусств при Московском университете была впервые предложена в 1831 г. княгиней Зинаидой Волконской и профессором Степаном Шевырёвым, однако проект не был воплощён. В 1858 г. с похожим предложением выступил профессор археологии и искусствоведения Карл Герц, но на проект не нашлось финансирования, так же, как не нашлось его и в 1864 г., когда подобное предложение внес Николай Исаков - директор Публичного и Румянцевского музеев в Москве.

Стоит отметить, что московские музеи второй половины XIX в. не были похожи на современные галереи. Чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев, а экспозиции обычно размещались в помещениях, которые первоначально строились не для проведения выставок, поэтому не всегда хорошо для этого подходили.

Довольно часто и вход на подобные выставки был открыт далеко не для всех, а самым первым общедоступным художественным музеем в России, открытым только в 1885 г. художником А. П. Боголюбовым, являлся Радищевский музей в Саратове.

В 1894 г. Иван Цветаев - знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой, выступая с речью на Первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, предложил создать учебный музей. Примером послужил "Кабинет изящных искусств и древностей" при Московском университете. Новый музей должен был иллюстрировать развитие искусства от древних времён к Средневековью и Возрождению.

Иван Цветаев (Яндекс картинки)
Иван Цветаев (Яндекс картинки)

И. Цветаев стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств.

Так, в конце 1896 г. в столичной печати были опубликованы условия конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

На конкурс было представлено 18 проектов 15 архитекторов, из которых семь удостоены премий и наград. Правление университета, согласно условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Выбрали сравнительно молодого, но уже известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна, который в дальнейшем и разрабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея.

Помимо Клейна в строительстве здания с 1898 г. принимал участие инженер Иван Иванович Рерберг, в обязанности которого входило наблюдение за строительством и отчетность.

12 марта 1898 г. Цветаев представил проект здания московского Музея изящных искусств императору Николаю II. Предпоказ макетов был назначен в царской бильярдной, там на столах были размещены крупные макеты.

Император одобрил проект, выделив по ходатайству великого князя Сергея Александровича 200 000 рублей на строительство здания.

В дальнейшем многие инвесторы, узнав об одобрении Николая II, также начали давать деньги на воплощение этого плана. Так, Римский зал был оплачен князьями Юсуповыми, а копия Пергамского алтаря - архитектором Фёдором Шехтелем. Купчиха Варвара Алексеева выделила около 150 000 рублей при четком соблюдении условия, что музей будет носить имя отца императора - Александра III.

Первый камень в фундамент будущего здания музея был заложен в конце 1898 г. на Колымажном дворе в присутствии Николая II и членов его семьи. В тот же день был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Это организация задумывалась как добровольная, а её участники на безвозмездной основе должны были помогать университету в организации научных экспозиций, а также находить средства на его строительство.

Первым председателем стал великий князь Сергей Александрович, покровительствующий музею со дня его основания и вплоть до своей гибели в феврале 1905 г., а его заместителем был назначен промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов - главный спонсор музея. Секретарём комитета стал сам Иван Цветаев.

Нелишним будет отметить, что строительство началось только после знакомства Цветаева с Нечаевым - Мальцовым - русским фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов, известным и довольно щедрым меценатом.

В 1904 г. в здании случился пожар, который уничтожил большую часть построек и более 175 ящиков слепков, включающих копии из собора Святого Марка в Риме, заказанные незадолго до этого. После пожара многие инвесторы отказались вкладывать деньги в реконструкцию помещений, однако здание было восстановлено благодаря средствам, выделенным именно Нечаевым - Мальцовым.

На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы музея, цветного мрамора для парадной лестницы.

Изготовить 10-метровые колонны в России не удалось, и тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы.

В 1897 г. Нечаев-Мальцов приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев - Мальцов в общей сложности вложил два из 2,6 миллиона рублей, сумма, которая и сейчас звучит весьма внушительно.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея, 1912 г. (фото Яндекс картинки)
И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея, 1912 г. (фото Яндекс картинки)

. . .

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах, а сложной системы электрического освещения, которую мы видим в современных музеях, в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Конструкцию уникальных стеклянных перекрытий создал для музея В. Г. Шухов. Так при помощи арочных стяжек появился свод, благодаря которому на экспонаты падал естественный свет.

Не менее значительна оказалась роль Цветаева и в формировании облика музея, ведь он рассматривал его не только в градостроительном смысле (близость к Кремлю, соседство с храмом Христа Спасителя), но и как учебный объект по истории архитектуры.

Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В оформлении интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох в соответствии с представленными экспонатами.

Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421 - 406 гг. до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

Внутренняя планировка также соответствовала музейной экспозиции: анфилада комнат второго этажа была предусмотрена для размещения древнегреческих скульптур и античного искусства. Остальные залы отводились под выставки предметов из Древнего Египта, Ассирии, работ Итальянского и Северного Возрождения. Также в музее действовала библиотека с отдельным входом из Колымажного переулка. Внутренние помещения украшались декоративными росписями и живописными панно под руководством художника Игнатия Нивинского.

В оформлении музейной экспозиции Цветаеву помогали деятели русской культуры: В. Поленов, И. Грабарь, К. Коровин, А. Головин, Ф. Шехтель, Н. Кондаков, Д. Айналов, В. Голенищев, Б. Тураев, Д. Иловайский.

. . .

Первоначально предполагалось, что в музее будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев знал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением.

Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов римских и греческих скульптур, и в ряде случаев они делались впервые.

Так, в первую экспозицию, представленную на открытии музея, вошли слепки со скульптур раннего средневековья и эпохи Возрождения. Среди подлинных предметов в первоначальной экспозиции находились античные вазы, известная коллекция египетских подлинников и группа итальянских икон XIII - XIV вв.

В музее с самого начала стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства.

Обширная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч памятников), собранная русским ученым-востоковедом В. С. Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в музей в 1909 - 1911 гг.

Собрание итальянской живописи и предметов искусства XIII - XV вв. было передано дипломатом Михаилом Щёкиным, а великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Дмитрий Хомяков передали итальянские скульптуры XVI - XVII вв. Эти коллекции стали первыми подлинниками в коллекции музея.

Археолог и этнограф, граф А. Бобринский передал образцы французского художественного литья XVIII - XIX вв. Остальные предметы были выкуплены у учёных Н. Лихачёва, В. Шилейко, А. Живаго и Б. Фармаковского.

Согласно городской легенде, самым первым посетителем ещё закрытого музея стал истопник Алексей, который работал у Ивана Цветаева и попросил показать ему музей, ведь в начале XX в. вход в учреждения культуры простолюдинам был воспрещён.

Многие произведения, показанные в музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

. . .

Официальное открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось 31 мая 1912 г. в присутствии Николая II и его матери Марии Фёдоровны, а также членов семьи.

В этот же день Ю. Нечаев-Мальцов получил орден Белого орла за свой вклад в развитие искусства, а И. Цветаева назначили первым директором музея.

Открытие вызвало большой интерес со стороны общественности: в первые годы средняя посещаемость составляла 700 - 800 человек в будние дни, а в выходные - 2500 человек. Основной аудиторией музея были преподаватели, студенты, представители интеллигенции и духовного сословия.

Интересны воспоминания из очерка Марины Цветаевой "Открытие музея": "Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла - как страж - в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост - микеланджеловский Давид. Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам. Вдруг - звон, грохот, испуг, отскок, серебряные осколки и потоки: это восемнадцатилетний зять моего отца задел поднос с кавказскими водами, побежавшими и засверкавшими, как породившие их источники. Старички, удостоверившись, что не бомба, успокаиваются.
Старики, старики, старики. Ордена, ордена, ордена. Ни лба без рытвин, ни груди без звезды. Мой брат и муж здесь единственно-молодые. Группа молодых великих князей не в счет, ибо это именно группа: мраморный барельеф. Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что - с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) - с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть."

. . .

После революции 1917 г. музей пришёл во временное запустение. Первая экспозиция была открыта в 1920 г., представляя собой выставку проектов памятника "Освобождённому труду", а на ее открытии присутствовал В. И. Ленин, что утвердило статус музея как одного из главных мест культурной жизни Москвы.

В 1924 г. музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи.

Несколько партий картин было получено из Эрмитажа и Ленинградского музейного фонда.

Таким образом в музее сложилась основа картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше тысячи клинописных табличек и около 3 тысяч других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

С учетом нового названия музей получил еще и правительственный план развития, по которому он должен был стать местом собрания мирового изобразительного искусства, хотя до этого момента в экспозиции художественные работы практически не были представлены.

В 1932 г. название снова изменили - учреждение стало Государственным музеем изобразительных искусств, а уже в 1937 г. музею было присвоено имя А. С. Пушкина - в честь столетней годовщины со дня смерти поэта.

В годы Отечественной войны художественные коллекции музея были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск.

Во время бомбардировок Москвы здание музея сильно пострадало, его реконструкция началась в 1944 г. и продолжалась несколько лет.

Первая послевоенная экспозиция была открыта 3 октября 1946 г. под руководством директора музея Сергея Меркурова. Помимо этого были возобновлены археологические раскопки, проводившиеся музеем в Крыму и на Тамани с 1927 г., а также комплектование и работа по продвижению музея.

В 1948 г. в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства коллекция музея пополнилась картинами Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Матисса и Пикассо, которые в дальнейшем стали визитной карточкой музея. В то же время коллекцию музея пополнили 300 живописных и 80 скульптурных произведений западноевропейских мастеров 2-й половины XIX - 1-й трети ХХ вв.

В истории музея примечателен тот факт, что в 1949 г. вся экспозиция была убрана в подсобные помещения, а в залах разместилась выставка подарков, присланных И. В. Сталину к его 70-летию. Залы были заполнены фотографиями, коврами и картинами с изображениями генсека, а уже после его смерти вся музейная экспозиция была возвращена на место.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 1950-е гг. (Яндекс картинки)
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 1950-е гг. (Яндекс картинки)

В 1955 г. в Пушкинский музей поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, вывезенных советскими солдатами из взятого Берлина и впоследствии отреставрированных в мастерской при музее. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено в Германию, однако некоторые ценности из западногерманских музеев и частных коллекционеров до сих пор находятся здесь.

В 1956 г. в музее прошла выставка картин Пабло Пикассо, организованная политическим деятелем и другом художника И. Эренбургом. Советские власти разрешили мероприятие из-за участия Пикассо в международном коммунистическом движении, а в 1962 г. Пикассо наградили ленинской премией.

В период с 1951 по 1973 гг. работники музея участвовали в регулярных экспедициях в Северное Причерноморье и на территорию древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. Часть добытых там памятников уратского искусства и культуры пополнила музейные коллекции.

С начала 1980-х гг. Пушкинский музей снова стал одним из главных центров культурной жизни Москвы. В 1981 г. в нём прошла советско-французская выставка "Москва - Париж", на которой экспонировались картины художников-авангардистов: В. Кандинского, П. Филонова, В. Татлина, К. Малевича.

В 2008 г. был объявлен конкурс на строительство новых корпусов музея и реконструкцию главного здания музея, который выиграл британский архитектор Н. Фостер, однако в 2013 г. из-за разногласий с новым директором музея архитектор отказался участвовать в проекте.

В том же году был объявлен новый конкурс, который выиграл архитектор Ю. Григорян - согласно его проекту, целый квартал от станции метро "Кропоткинская" и до Боровицкой площади будет перестроен в музейное пространство - Музейный городок, в котором будет создано девять музеев, выставочный зал, фондохранилище, депозитарий, а также общественные зоны. Завершение реконструкции изначально планировалось к 2023 г., однако позднее стало известно о смещении сроков еще на два года.

31 мая 2012 г. Пушкинский музей отпраздновал свой 100-летний юбилей.

. . .

На данный момент в ГМИИ им. А.С.Пушкина представлены четыре типа экспозиции:

⚫ скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода музея - скульптура Передней Азии, Античности, Средних веков, памятники итальянского и Северного Возрождения;

⚫ раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах - в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся музеем;

⚫ картинная галерея VIII - XX вв., в которой представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX - XX вв.;

⚫ экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные собрания как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности их авторов.

В музее ведется экскурсионная и лекционная работа, проводятся занятия для родителей с детьми.

С августа 2006 г. в бывшем помещении Отдела личных коллекций была развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания музея, относящегося к XIX - XX вв. Это здание это получило название Галерея искусства стран Европы и Америки XIX - XX вв.

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

При музее имеются научно - реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

. . .

Вот и закончилось наше путешествие по истории этого храма искусства, говорить и писать о котором можно еще много и долго.

От себя могу добавить, что мое первое знакомство с Пушкинским состоялось, как, наверно и у многих, в рамках школьной программы, ведь поехать на экскурсию и написать сочинение по своим впечатлениям гораздо интереснее, чем сидеть на уроках целый день)

Прекрасно помню, что больше всего мне запомнился огромный Аполлон, стоящий возле лестницы. И каким же было мое удивление, когда намного позже, уже учась в институте, я приехала вместе с подругой, и мы прямиком отправились рассмотреть шикарного Аполлона поближе. А на табличке было написано "Давид".

И до сих пор в разговорах слышу, что многие действительно считают статного высоченного красавца Аполлоном. Вот она, сила искусства!

До новых встреч, мои дорогие читатели!

.

.

.

.

.

Дорогой друг! Если ты дочитал до конца и было интересно - не забудь поблагодарить автора лайком или обсудить тему в комментариях! А если разделяешь мою любовь к Москве,ее истории и прогулкам, тогда смелей подписывайся,посмотрим,сколько нас - влюблённых в Белокаменную и ... see you in Moscow!