Найти тему

Рецензия на фильм: “Дом, который построил Джек”

Может ли фильм быть одновременно отталкивающим и увлекательным? Главный герой кинематографа Ларс фон Триер вернулся с одним из своих самых сложных и конфронтационных фильмов в карьере, который точно не известен тем, что играл безопасно.

Печально известный своим ответом в Каннах, который включал как овации стоя, так и сотни выходов, “Дом, который построил Джек”, наконец, доступен американской аудитории в ограниченном выпуске и на VOD в слегка отредактированном варианте с рейтингом R. Не волнуйся. “Направленность” видения фон Триера остается до такой степени, что даже трудно поверить, что эта версия получила букву “Р”.

Так что же это за видение? Это тот, который сравнивает мастерство с убийством, поскольку режиссер проводит прямую линию между созданием искусства и отнятием жизней. В фильме фон Триер борется с утверждениями о женоненавистничестве и мизантропии, которые преследовали его всю его карьеру, но не так, как вы ожидали. Во всяком случае, он склоняется и к тому, и к другому, осмеливаясь вместе с вами заглянуть в бездну, когда он допрашивает свою собственную темную сторону и изгоняет себя в подземный мир.

Джек (Мэтт Диллон) - потрясающий серийный убийца. Он убил десятки людей и находится на пути в буквальный Ад в сопровождении человека, который называет себя Верджем (Бруно Ганц), по образцу Вергилия Данте. Пока они путешествуют по кругам Ада, Джек описывает пять своих самых жестоких преступлений, и мы становимся свидетелями эволюции безумца. Его первый “инцидент” произошел, когда он подобрал женщину (Уму Турман) на обочине дороги после того, как у нее спустило колесо. Женщина, имя которой так и не было названо, постоянно ругает Джека, вслух задаваясь вопросом, не серийный ли он убийца, но в основном называя его слишком слабым, чтобы им быть. После того, как он насытился, она получает домкратом по лицу. Понял?!?! Джек от Джека! Ваша терпимость к такого рода темному мета-юмору будет во многом диктовать вашу реакцию на “Дом, который построил Джек”.

Преступления Джека становятся все более безумно жестокими и предосудительными, и для фон Триера нет ничего запретного. Джек убивает женщину в ее гостиной, расстреливает семью на охоте, и в самой ошибочной последовательности фильма отрезает грудь женщине, которую он словесно ругал и прозвал “Простой” (Райли Кью). Он говорит ей, что собирается это сделать. На самом деле он постоянно привлекает внимание к своим преступлениям, будь то механик, который видел его со своей первой жертвой, или парень, которому он машет на крыльце своей второй. Фон Триер утверждал, что в “Джеке” есть что-то вроде аллегории Трампа, и это, вероятно, по крайней мере частично связано с тем, как нагло Джек совершает свои преступления. Он почти умоляет, чтобы его поймали, но, похоже, никому до этого нет дела.

Но, конечно, несмотря на просьбы рассматривать это как аллегорию Трампа, Джек больше похож на самого фон Триера. Он не только представляет свои тщательно продуманные убийства как произведения искусства, но и раскладывает тела впоследствии во все более мрачную картину. Он хранит трупы в гигантской морозильной камере и с удовольствием передвигает их, как, скажем, режиссер перемещает актеров на экране.

А Джек-что-то вроде навязчиво-компульсивного, еще одна черта, которую он, вероятно, разделяет с человеком, снявшим такой фильм, как “Пять препятствий” (в котором режиссер должен был следовать определенным правилам, например, серийному убийце, которому нужно, чтобы его преступления были выполнены в совершенстве). А фон Триера обвиняли в женоненавистничестве на экране и за его пределами, так что неудивительно, что жертвами Джека в основном становятся наивные женщины, хотя иногда на это трудно смотреть.