Найти тему
Блог немолодой мамы.

Сила воли или как научить ребенка добиваться целей. Личный опыт.

Оглавление

Начало истории читайте здесь.

Самоконтроль наше все.

Дети растут, и назревает очередная задача. Не то что бы я считала своего старшего сына совсем безвольным, нет. Но вот проблемы с самоконтролем, как мне кажется, у нас присутствуют. Да и сила воли тоже почти на нуле.

Фото Oberholster Venita с сайта Pixabay
Фото Oberholster Venita с сайта Pixabay

Беспокоиться начала по этому поводу уже давно. Мой старший сын совершенно не отличается усидчивостью, делать, а тем более доделать какое-то одно дело для него крайне сложно. Это касается всего – будь то построение замка из кубиков, собирание простейших пазов и даже чтение сказок.

Я еще могу понять, что машинку или бабочку из 6 деталей собирать не хочется. Но не слушать сказки – в моем понимании это уже явный перебор. Хватает его минуты на 2, не больше. Вскакивает, перебивает вопросами, совершенно к данной сказке, да и вообще к сказкам не относящимися. Все, уже ускакал. А нам 4,5 года. Очень и очень скоро предстоит учеба. И что мы будем делать?

Что касается самих занятий, которые я пытаюсь ежедневно с ним проводить. Скандал через день. Наши занятия проходят в среднем минут 15-20. Мы с ним учим алфавит, уже прошли половину. Заучиваем краткие стихотворения на каждую букву и считаем уже до 30.

Вроде бы неплохо. Но дается это с таким скрипом, что мне страшно представить тот, момент, когда мой сын пойдет в школу и эти игровые на данный момент, но обязательные в будущем занятия придется проводить ежедневно до победного. Уфф…

Вот что это? Почему у остальных, как я читаю и смотрю, и занимаются, и стихи наизусть томами рассказывают. Да и вообще, такие умнички. А с моим ребенком что? Лень? Моя недоработка? Или действительно проблема в отсутствии силы воли? И где ее, эту силу воли, взять?

Делать нечего. Со всеми этими вопросами по старой схеме начала ворочать кучу информации в сети.

Сила воли – дело наживное.

Оказалось я с этой проблемой совсем не одинока и на эту тему написано много и много всего. Вот то, что вынесла для себя и что, по моему мнению, имеет значение и к чему следует хоть как-то прислушаться.

Оказывается, в подавляющем большинстве случаев сила воли исключительно воспитывается. Ребенок не рождается с такой чертой характера, как самоконтроль. Мало того. За этот самый самоконтроль отвечают дозревшие лобные доли, которые дозревают – на минуточку! – только к подростковому возрасту, и ни минутой раньше. То есть любые нормы самоконтроля можно применять к ребенку не ранее, чем ему исполнится 10-12 лет, когда наступит ранний подростковый период.

О как! А как же те детки, которые уже и в 5, и в 7 лет, а то и ранее, демонстрируют свои выдающиеся таланты, приобретенные, как утверждают их супер-мамочки, чуть ли не самостоятельно? У онлайн психологов и интернет специалистов есть ответ. По их мнению, это никакая не сила воли и не самоконтроль, а самый обычный страх ребенка.

Перед гневом мамы, если не выучит этот стишок. Страх стать "плохим", меньше любимым опять же, если эту песенку не споет или не дотанцует. А дети далеко не глупы. И для того что бы ему самому же было легче, дабы не переживать последствия своего "не выучил, не сделал", малыш предпочитает выполнить самостоятельно все, что от него требуется.

Родители хлопают в ладоши: "Какой молодец!". Ребенок облегченно вздыхает "Пронесло!". Но к силе воли это не имеет никакого отношения. У ребенка обычный невроз. Это в отличие от малыша, который совершенно не боится реакции взрослых, не запуган, поэтому ведет себя, как и положено в этом возрасте – как ребенок. Отвлекаясь, переключая внимание с одного на другое, бегая и веселясь. Он знает, что мама и папа меньше любить его не станут.

И, как оказалось, по поводу недослушанных сказок, недорисованных картинок и недостроенных замков тоже переживать совершенно на данный момент не стоит. У ребенка на данном этапе, возраста 4-5 лет, а то и чуть дольше, только одна движущая сила – интерес. И если ему эта задача на данный момент не интересна, то и решать ее ребенок не станет. А если и станет, то тут же отвлечется на то, что в следующую секунду покажется ему более увлекательным. И именно это нормально и соответствует развитию.

Так что же делать?

Все эти доводы меня, конечно, немного успокоили, но не совсем. Я очень рада, что мой старший сын вполне себе соответствует по эмоциональному и не только развитию своему возрасту, но слово надо никто не отменял.

В школу идти придется не в 10-12 лет, когда эта самая сила воли появится, а вместе с ней, я надеюсь, и самоконтроль, а в 7 самое позднее. И придя туда, надо уметь читать, писать, считать. Хотя бы минимально. Как научить всему этому ребенка, не травмируя его? Как научить ребенка принимать решения самостоятельно? И как наладить этот самый самоконтроль при занятиях?

СОВЕТУЮТ СЛЕДУЮЩЕЕ.

Главное, чего нельзя делать – заставлять, унижать, запугивать. Все эти методы, скорее всего, сработают. Ребенок выучит, споет, станцует. Но двигать им, опять же, будет исключительно страх перед возможным наказанием или порицанием, а не желание самому добиться конкретного результата.

А надо – разговаривать с ребенком. По каждому конкретному случаю, обсуждать каждую ситуацию здесь и сейчас. Пытаться добиться от ребенка вразумительных ответов на вопросы: "Почему ты отвлекся? Почему ты решил сделать это, а не то?"

И обсуждать каждое решение и его последствия, неважно, положительные или отрицательные. Объяснять пути отхода и другие возможные варианты: не получается сейчас, может, стоит на время отступить, а затем попробовать вновь? Или отложить пока на неопределенный срок.

Когда каждая ситуация проговаривается от и до – почему ты решил так сделать, чего ты хотел добиться, что получилось в итоге и почему именно так – ребенок постепенно приучается к тому, что принимая то или иное решение нужно сначала все обдумать. Понять, к чему это может привести. А если сам не может представить результат своих усилий, то спросить совета у взрослых. И тут главное не отделываться фразами "Ты все можешь! Не сдавайся" или, наоборот "Нет и не надо!".

Эээээ...

Как же все это сложно. Я в теории вроде бы все понимаю, но как это будет выглядеть на практике пока ума не дам. Начинаю пробовать на простейшем. Больная тема у нас сейчас планшет. Активно играем в шарики, прыгаем, скачем, спасаем "любимую". Мой 4,5 летний сын так и говорит: "Пора спасать любимую". И вот я начинаю потихоньку вмешиваться.

Надо выучить следующую букву. Не хочешь сейчас? Хорошо, можно позже. Но тогда мы с тобой на прогулку не пойдем, не получится. Вместо прогулки нам нужно будет выучить букву. Или перенесем все на завтра, тогда с планшетом поиграть ты вообще не сможешь, времени не будет. Придется выучить завтра две. Их, эти буквы, надо будет учить все равно. Как ты считаешь, что лучше выбрать?

Честно – понятия пока не имею, в то ли русло я пускаю вынесенные мною теории, но сын задумывается, что-то там в голове своей просчитывает и решение принимает. Вроде и не напрягаю его, и алфавит движется. Ну, хоть какой-то плюс. А что касается теорий – буду копать дальше. О результатах сообщу.

Будьте счастливы! А главное – здоровы!

Читайте так же по теме

Развивающие занятия с ребенком – не хочу! Что со мной не так?

Понравилась статья? Буду рада лайку и подписке на канал. Спасибо!

Еще больше полезных статей и интересных историй вы найдете тут.