МИФЫ И ОБРАЗЫ ПЕТЕРБУРГА
УРОЧИЩЕ
Серый Пес Петербург
В мире много сил великих:
Горы, море и приливы
Но сильнее человека
Нет на свете ничего.
Софокл
ГОРОД КАК УРОЧИЩЕ
Мало кто может похвастаться сейчас тем, что его семья живет на одном месте последнюю тысячу лет. Разве что всем нам известные Монтекки и Капулетти. Когда Вильям Шекспир 500 лет назад про них написал, они вроде жили в Вероне лет 500. Хотя, наврал наверное, а точнее придумал. И не он сам, а скорее творческий коллектив, писавший под этим именем.
Я лично знал жительницу Вероны, Веронику Бьянки, чья семья проживала в Вероне с 982 года от РХ . По документам. На пергаменте. Со всеми печатями и экспертизой ( современной ). И не такое бывает. Выходит, не наврал Вильям, могло такое быть.
Мы же похвалиться такой верностью месту не можем. Очень редкие семьи живут в крупных городах более, чем тремя поколениями. Страна такая.
Я же хочу коснуться еще одного феномена Санкт-Петербурга. Как город, не имеющий цеховых династий, делает людей петербуржцами
( ленинградцами )? Петроградцев что-то не припомню. Видимо , не успели завестись.
Попробую разобраться.
Что такое Город? Точка на карте? Не годится. << Точка>> тянется с севера на юг на 60 км, а с запада на восток на 40 км.
Город - это территория, это некая целостность. Но в тоже время нужно разделять эту целостность, проводить определенные границы, вычленять некие пространства. Определять. Ладно, попробуем.
Петербург - это
- часть новейшей Российской истории, без которой невозможна страна? И им должны заниматься историки? Верно, но не совсем. - Уникальный географический объект? Тоже правда. Но не вся. - Центр науки и культуры? Отдадим культурологам? Но не весь. - Важнейшая составляющая экономики? Часть истины. Все знают, что газ и нефть без Балтики никому не нужны.
Так что же, что делает побывавшего несколько раз в Петербурге человека немного петербуржцем ? А пожившего немного - почти.
Каким образом город , потерявший в первую половину 20-го века два раза по две трети населения, не исчез? Почему завозное население, начиная с Царя-батюшки и кончая большевиками, изменялось, а дети их становились 100% - ными петербуржцами-ленинградцами. Вопросы, вопросы.
А может быть ответ в философии, философии места? Тогда надо обращаться к профессионалам. Обратимся к трудам Андрея Михайловича Буровского. Он, опираясь на теорию В.Н.Топорова, достаточно просто объясняет, что город Петербург является урочищем. Не пугайтесь, если кто не знает смысла. Этот термин применяется в двух значениях: 1. Как всякий участок земной поверхности , отличный и выделенный среди остальных. Разумеется, в этом смысле всякий город может рассматриваться, как урочище. 2. Как сопряженная система ячеек ландшафта - фаций.
И был выведен термин: << антропогенное урочище >> .
Без него не понять, что происходит с людьми в Петербурге. Ибо обитают они не в инфраструктурах, социумах, культурах, а в домах, на улицах, площадях, во дворах.
Формирование их отношения к миру происходит именно здесь. В урочище. Здесь они становятся такими, как есть. Петербуржцами.
А город, оказывается, совсем не прост. Он оказался совсем сложным.
Он состоит не из ландшафтных фаций. Точнее, не только из них. Он состоит из… других урочищ.
Но об этом в другой раз. Подписывайтесь!