1,4K подписчиков

Откровенный разговор

Вы любите театр, так как любил его Белинский? Или в вашей душе поселилась одна святая к музыке любовь и вы завсегдатай филармоний и концертных залов? Дуэт Полины Булычевой и Вячеслава Грушина это и представление, и какая-то очень интересная актёрская история, и, конечно, потрясающий вокал. Дадим слово самим артистам.

- Вячеслав, чтобы подготовится к нашей встрече, я открыла гугл и на первом же сайте прочла: лауреат российских и международных конкурсов, певец, музыкант - каким образом вас занесло в театр?

Вячеслав: — Случайно, наверное, как и все случайное происходит. Я разместил свое видео в комментариях к какому-то посту, посвященному Роберту Рождественскому, а его опубликовали в группе театра «Сова». После этого мне позвонили из театра и предложили принять участие в спектакле. Я приехал на спектакль «Что за шум, а драки нет». После меня познакомили с одним из режиссеров театра, Полиной Булычевой, которая предложила мне принять участие в спектакле «Фронтовые аккорды». И я согласился.

В театре меня привлекают люди, творчество. И я исполняю по театральным законам, проживаю каждую песню. Так намного интереснее, чем просто правильно петь, попадать в ноты. Нужны искренние исполнители, которые проживают то, что поют.

Когда я пришел на первую репетицию, я аккомпанировал одной из актрис. У нее что-то не получалось. И тут я услышал Полину, когда она стала дотягивать правильно ноту своим голосом, и сразу влюбился в него. Для меня это было неожиданно и это было уникально, это было как явление. Когда после репетиции мы остались, я начал петь «Утро туманное». Полина стала потихоньку подпевать мне. И как-то само собой пошло. Мы начали вместе репетировать, и оказалось, что у нас одинаковые предпочтения по репертуару. Не надо было даже тексты учить. Наверное, так и должно было быть.

- И вопрос Полине - её я уже давно знаю, как режиссёра, актрису и педагога - как среди всего этого нашлось место пению?

Полина: — Я считаю, что мы можем успеть многое, если действительно хотим что-то делать. Под желание приходит ресурс: время, силы. Мой график очень загружен театральными делами так сильно, что на какие-то бытовые вещи сил не остается. Но петь очень хотелось. Поэтому и получается. Мироздание исполняет правильно сформулированные запросы.

Пою я давно, со школы. Курс академического вокала входил для меня в школьную программу. Я выступала на конкурсах, даже съездила на гастроли в Чехию с народными песнями. Выступала в малом зале Филармонии, в Ленконцерте (вроде так это называется?), где-то еще... Мне некогда было учиться толком, потому что я постоянно где-то пела. Мне пророчили большое будущее и великую славу. Но потом процесс приостановился на почти два десятилетия. Я не поступила ни в какое музыкальное учебное заведение. Причины были самые смешные — в одном месте мне сказали, что академическая постановка не требуется, в другом месте — что у меня вообще не академическая постановка, в третьем — что проще научить кого-то с нуля, чем переучить меня, а в Консерватории вообще отправили на следующий год, так как мне не было еще восемнадцати лет, и они испугались, что мутация еще не прошла.

Я попала в театр, где меня взяли в цыганский ансамбль. Это негативно повлияло на постановку голоса, и Консерватория со мной так и не случилась.

В 2016 году я ушла из своего первого театра и полностью посвятила себя режиссерской и педагогической деятельности. Как раз тогда родился театр «Сова», и нужно было все силы тратить на выращивание птенца. Да, у себя в театре я что-то пела, в основном на уровне песен в спектакле.

А потом появился Вячеслав, и снова открылись все дороги. Для меня это особый термин - «петь вместе». Можно петь вдвоем одну песню, это может быть даже очень хорошо и красиво. Но можно слиться в музыке. Добиться этого у меня раньше почти ни с кем не получалось, и я думала, что это уникальный момент и результат длительнейшей сонастройки. Но вот чтоб так с первой репетиции поймать это ощущение полета — это для меня относится к разряду необычайных чудес.

Вы любите театр, так как любил его Белинский? Или в вашей душе поселилась одна святая к музыке любовь и вы завсегдатай филармоний и концертных залов?

- Почему именно романс? Этот жанр кажется немного устаревшим, как ему находите место в современности?

Вячеслав: — Все романсы написаны молодыми людьми, как они могут быть устаревшими? Значит, получается, и любовь устарела? Айфон может устареть, автомобиль, а романс — нет. Если человек разучился чувствовать, любить, тогда для него романс, может, и устарел.

Полина: — Все началось с Вертинского, которого я услышала в свои четырнадцать лет. Мне очень понравилось, да и до сих пор я люблю его больше всех остальных исполнителей. Я стала смотреть, что там еще есть, близкого по жанру. Романсы, песни Булата Окуджавы — все это было найдено тогда, еще в четырнадцать. Я проводила все свободное время в музыкальной библиотеке на Невском, вручную переписывала ноты, а потом приносила эти песни на занятия по вокалу.

- Кстати, про песни Окуджавы и военные песни, которые тоже присутствуют в ваших программах... Вы исполняете их в романсовой манере?

Вячеслав: — Да, в романсовой манере. Хотя, есть военные песни, которые так не споешь. Я их исполняю по-театральному, проживая, играя их. Я люблю свою страну. Великая Отечественная Война воспитала во мне гордость за свою Родину, и военные песни — часть её наследия. Окуджава же — чистый романс. Он — продолжатель традиции романса 19 века. И я его пою как романс — это тоже самое: мелодичность, текст, вечная тема о любви...

Полина: — К Великой Отечественной Войне у меня особое отношение — это как будто было со мной, «Что-то с памятью моей стало, все, что было не со мной, помню». Это очень личная для меня история. Но я думаю, я тут не уникальна — это что-то общерусское, общая жизнь, общая боль. Военные песни для меня — ключи к воспоминаниям, которых на самом деле у меня нет и быть не может. Но они есть в то же время.

- На каких площадках вы работаете? Справедливо ли для вас утверждение дома (вернее на родной сцене) и стены помогают?

Вячеслав: — К творчеству, мне кажется, это не относится. Любовь, она и дома и за домом. Мне нравится работать на разных площадках. И чем дальше от дома, тем интереснее. У меня был опыт выступления на корабле: другая обстановка, другая публика. Мне кажется, для артиста необходимы разные города, страны, обстоятельства. Это рождает новый толчок к творчеству.

Полина: — Не стены помогают, а люди. Мне важно видеть в зале знакомые лица, это окрыляет. Но, с другой стороны, мне важно пробовать новое. Хочется попробовать многое, спеть в самых необычайных местах для разной публики.

Беседовала Вита Черемухина.