Профессия артиста балета всегда вызывает интерес у людей не связанных с миром танца. Балерине часто задают стереотипные и иногда глупые вопросы относительно специфики ее работы. Вот несколько самых распространенных из них и ответы на них:
«Садишься ли ты на шпагат?»
-Балет это не простое искусство, которому учат с самого детства. Перед тем, как начать танцевать нас обучают азам, которые нужны в балете и первое это конечно же растяжка. Поэтому если вы задаете вопрос артисту балета, можете не сомневаться — на шпагат они садятся.
«Что такое пуанты и как на них встают?»
-Пуанты это женские балетные туфли, на которых танцует балерина. Они позволяют принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног. Обычно балерины говорят танцевать «на пальцах», подразумевая под этим «танец в пуантах» и встать на «полупальцы». «Полупальцы» — это опора на подушечки пальцев стопы. В свою очередь «пальцы» — это подъем на самые кончики пальцев ног, буквально на ногти.
«Все ли мужчины в балете геи?»
-Не все мужчины в балете геи. Многие, напротив, большие дамские угодники. Фактически ловеласы. (Кстати, слово «ловелас» произошло от Лавлэйса — героя романа С. Ричардсона «Кларисса», в котором он коварно соблазнил юную героиню. Имя стало нарицательным). Балетные ловеласы — явление распространенное, и это не удивительно, т.к. велико искушение. Круглосуточно танцовщики находятся в окружении красивых девушек на работе, а вне работы артистизм и хорошая фигура балетных мужчин привлекает к себе внимание многих женщин.
«Балерины все время сидят на диете?» или «Вы, наверное, ничего не едите?»
-В списках всевозможных диет можно найти специальную балетную диету, на которой, по утверждению авторов, сидят все балерины, чтобы быть стройными и при этом работоспособными. Эта балетная диета в принципе полезная, и при желании ее можно соблюдать, но по факту сами балерины так не питаются. В течение дня балерины пьют чай с шоколадкой, печеньем. Обед, если нет на него времени, может быть исключен. А вот от ужина обычно никто не отказывается. Он полноценный и гораздо позже 18:00. До спектакля артисты предпочитают не есть. Заканчивается спектакль в 21:00-22:00. Вот после спектакля и ужинают. Кефир вместо ужина — это не про нас. Конечно есть такие балерины, которые строго соблюдают диету, но таких очень редко. У нас огромные физические нагрузки и без энергии, которая дает пища, мы бы не выдерживали их. Весь потенциальный лишний вес сгорает от постоянной физической нагрузки, и шансов у жиров, чтобы отложиться, просто нет.
«Когда нет спектакля, что вы делаете в театре?» или «Зачем вы репетируете одно и то же?»
-Довольно трудно объяснить специфику нашей работы. Мы репетируем одно и то же изо дня в день, из года в год для того, чтобы не потерять мастерство исполнения, чтобы линии, в которые выстраивается кордебалет, были ровными, чтобы каждый знал свое место. Каждый новый человек, вставший в ряды кордебалета, вносит в слаженность исполнения разлад, и нужно снова и снова повторять танец и выстраивать четкие линии, чтобы новый человек не выделялся. Для артиста кордебалета самая лучшая похвала от педагога-репетитора — это «тебя было не видно», что значит, что артист четко выполнял рисунок танца и не выбивался из строя. Для достижения такого результата мы часами можем повторять один только выход на сцену, чтобы каждая из 16 девушек вышла в ногу, встала четко на свое место и «как одна» опустила руку в нужный музыкальный акцент. В дуэтном танце тоже без репетиций не обойтись. Каждая пара, танцующая дуэт, должна подстроиться друг под друга. В дуэте много поддержек, которые нужно репетировать, чтобы партнер знал не только вес своей партнерши и рассчитывал силы, но и знал, как и когда ее ловить. Все артисты одинаково учат балетные движения, но всегда есть нюансы в исполнении, которые нужно редактировать. Только в этом случае, придя на спектакль, вы получите удовольствие от увиденного, сможете оценить мастерство артистов. Чтобы понять уровень труппы, не надо быть знатоком балетного театра. Академизм труппы виден всегда. Балетные труппы, собирающиеся исключительно для гастрольной поездки, как правило, ограничены по времени в репетициях, и люди, придя в балетный зал, встречаются там впервые. Все знают порядок движений в «Лебедином озере», но чтобы сделать их слаженно, нужно много репетировать. Если репетиций было недостаточно, то качество исполнения будет «хромать». Это легко понять на примере всем известного «Танца маленьких лебедей». Стоит хоть одной из четырех девушек чуть-чуть запоздать с поворотом головы, и вся хореография теряет смысл. Профессионалы не могут себе такого позволить, и вот поэтому мы проводим в театре множество часов, репетируя снова и снова.
«Когда балерина выходит на пенсию?»
-В среднем, профессиональные танцовщики служат в театре 20 сезонов (в одном году – один сезон). Но, конечно, всё индивидуально. Это зависит от того, как она справляется , есть ли у нее силы, так как, мы каждый день занимаемся огромными физическими нагрузками наше тело естественно "изнашивается" и конечно же огромное значение играют травмы. Балет не только красивое и высокое искусство, но так же и травм-опасное. Растяжение связок , перелом можно получить на репетициях и спектаклях сделав самое обычное движение. Поэтому обязательно перед занятиями и выходом на сцену танцоры разогревают все свое тело.