Плохое поведение ребенка. Что делать?

Часто возникает ситуация, когда вы просите ребенка что-то сделать или пытаетесь его чему-то научить, а он начинает плохо себя вести. Или устраивает «концерт» в магазине. Знакомо? Вы чувствуете беспомощность, злитесь на малыша, пытаетесь его отвлечь, задобрить или наказать. Сегодня мы рассмотрим способы изменить плохое поведение ребенка без ущерба для его психики и траты нервных клеток родителей

Мой не всегда послушный сын ))
Мой не всегда послушный сын ))

Виды реакции ребенка на просьбы взрослого выполнить действие

Как может себя вести малыш, когда его просят выполнить задание:

· может делать вид, что вас рядом нет (он не отказывается выполнить просьбу, но и ничего не делает – смотрит в стену, занимается своими делами);

· может сопротивляться, отказываться выполнять просьбу: убегать, кричать, плакать и т.д.;

· пытается выполнить задание, или хотя бы внимательно следит за процессом, заинтересован действием;

· верно выполняет задание.

Последние два типа поведения считаются желательными (хорошими), а первые два – нежелательными (плохими).

Виды плохого поведения

Плохое поведение бывает:

· мешающим получению знаний (крики, отказ учиться, занятие чем-то другим);

· плохо влияющим на уже выученный навык (например, малыш научился завязывать шнурки, но намеренно делает это неправильно или медленно);

· причиняющим вред крохе или членам семьи (ребенок дерется или сам себе наносит повреждения).

Что делать, чтобы изменить поведение в лучшую сторону?

Весь секрет в том, чтобы поощрять положительное поведение ребенка, а плохое - игнорировать.

Детям всегда требуется внимание. И если их не поощряют за хорошее поведение, то они будет плохо себя вести, чтобы хотя бы таким образом добиться внимания родителей. И 100% получают его, ведь мы же реагируем на плохое поведение, правда? Таким образом, мы сами, не желая этого, побуждаем маленького человечка вести себя плохо.

Какая реакция родителей является причиной плохого поведения ребенка

· любое внимание к нежелательному поведению (крики, уговоры, окрик, даже просто насупленные брови);

· попытки отвлечь малыша (игры, кормление, прогулки и т.п.),

· уступки (например, покупка игрушки во время истерики в магазине);

· избегание действий, приводящих к нежелательному поведению (например, отмена занятий, если чадо во время них плохо себя ведет)

Как правильно реагировать на плохое поведение ребенка

В первую очередь делать вид, что не замечаете малыша.

Это правило не относится к ситуациям, опасным для его жизни: если кроха хочет засунуть спицу в розетку – реакция родителей должна быть молниеносной.

Во-вторых, если возможно, нужно лишить малыша источника плохого поведения.

Если он рисует фломастерами на полу, а не на бумаге – заберите на время фломастеры. Если кидает игрушкой в кота – уберите ненадолго игрушку. Балуется едой – заберите тарелку. Устраивает истерику в магазине – выведете его на улицу.

В-третьих, не более, чем на 10 минут, следует лишить малыша возможности получать какое-либо удовольствие.

Проще говоря – нужно наказать кроху временной изоляцией: посадить на стул, стоящий отдельно от членов семьи, поставить в угол или оставить одного в комнате.

Важно! Это не должно быть неожиданностью для малыша – он должен понимать, за что его наказывают.

Как наказать ребенка за плохое поведение

Прежде чем начать применять данную стратегию, решите: за какие проступки будете наказывать ребенка, каким способом, и на какое время. Время наказания рассчитывается, исходя из возраста крохи - одна минута на год жизни, то есть для двухлетнего малыша наказание не должно длиться дольше двух минут, для пятилетнего – пяти. Время наказания следует сократить, если у ребенка задержка психического развития.

Если малыш совершил проступок, понимая, что его за это накажут - нужно непременно выполнить наказание, даже если он будет просить прощения. Спокойно, без резких движений, возьмите его за руку, и молча отведите к месту наказания. Смотрите вперед, не реагируйте на его истерику. Первое время чадо может кусаться, кричать, упираться и т.д. – будьте тверды, малыш должен усвоить, что на такое поведение родители не отреагирует даже взглядом. Реагировать нужно, если кроха захочет покинуть место наказания раньше срока – в таком случае, нужно вернуть его на место и мягко удерживать, пока не закончится время. После того, как время наказания закончилось, скажите ребенку, что он может вернуться. Не забудьте похвалить, когда он будет себя хорошо вести.

В-четвертых, чтобы избежать плохого поведения в будущем, нужно следовать простым правилам:

· Постоянно обучать ребенка чему-то новому, интересному для него – если малыш занят, ему остается меньше времени на плохое поведение.

· Для примера вознаграждать других детей в семье: проигнорировать плохое поведение ребенка и похвалить хорошее поведение другого члена семьи. Например, если Ваня отказался мыть руки, сказать: «Папа, иди сюда, посмотри, как Петя хорошо вымыл руки!».

· Убрать все факторы, которые могут негативно влиять на поведение ребенка: отвлекающие условия (например, следует выключить телевизор, когда учите малыша чему-либо); неудобные материалы (например, если ножницы, которыми кроха учится резать, не подходят ему – он будет пытаться избежать занятий с такими ножницами); неожиданные ситуации (например, если предстоит визит к врачу, следует подробно объяснить маленькому человечку, что именно там будет происходить – так меньшая вероятность, что ребенок, испугавшись неизвестности, начнет кричать и отказываться идти в кабинет).

В-пятых, нужно правильно поощрять детей за хорошее поведение.

Какие виды поощрений бывают:

Внимание (улыбка, объятия, аплодисменты, похвала, подбадривание и т.д.). Следует быть осторожным, т.к. крик, погоня за малышом – тоже знаки внимания, поэтому поощрять чадо своим вниманием следует только тогда, когда он делает то, о чем его просите.

Лакомства. Должны быть всегда под рукой, чтобы за считанные секунду после выполнения задания кроха смог получить награду вместе с заслуженной похвалой. Будут малоэффективны, если их применять сразу после обеда.

Любимые занятия (игра, музыкальные записи, прогулка, кукла, телевизор и т.д.). Они должны стать наградой за менее любимые.

Жетончики (накопительная система «зарабатывания» награды). Не подойдет для детей младшего возраста. Суть поощрения такова: ребенок за хорошее поведение получает определенное количество жетончиков (или баллов). Например, помог сервировать стол – 1 жетончик, после обеда составил посуду в раковину – 2 жетончика. Заработанную награду можно «отоварить»: например, за дополнительную сладость нужно заплатить 3 жетончика, за лишние 30 минут прогулки – 2 жетончика, и т.д. Ребенка сначала нужно научить пользоваться жетонами. При использовании данного вида поощрений, следует выполнять некоторые правила: заранее определить, за что и сколько жетонов может получить ребенок, а также на что и сколько жетонов он может потратить (то есть, составить определенный «прайс-лист»); быть уверенным, что награду, которую сын или дочь будет «покупать» за жетоны, вы сможете выдать (никогда нельзя обманывать детей).

Идея! Для детей постарше, чтобы они начали понимать, что такое заработок и научились разумно тратить полученные средства, за жетончики можно выдавать и деньги. Ребенок сможет учиться планировать свои траты: купить сразу что-то мелкое, или оставить, чтобы накопить на что-то более серьезное.

Как видим, плохое поведение ребенка можно изменить в лучшую сторону: для этого нам следует изменить свое поведение и окружающую маленького человечка обстановку.

Надеюсь, что данная информация окажется нужной для вас. Делитесь своим опытом и мнением в комментариях. Ставьте лайк, если информация была полезной. Подписывайтесь на канал, будем дружить 😌