***
Где твои 300 млн. $, старик? Легендарный Харви Кейтель в роли босса мафии.
(Lansky, 2021, США)
Эх-ма, а ведь пока Мартин Скорсезе не разродился грядущими "Убийцами цветочной луны" со звездомонстрами ДиКаприо и Де Ниро, "Мейер Лански" Рокуэя имел все шансы стать лучшей криминально-исторической драмой года.
Почему бы и нет? "Взрослый" бюджет, двухчасовой хронометраж, реально-историческая основа - биография знаменитого гангстера 20 века Мейера Лански, - и мощнейший Харви Кейтель в главной роли - все козырные карты были у Рокуэя на руках. Осталось ему только блестяще разыграть расклад и сгрести со стола выигранные фишки.
Жаль, но "картежник" из него оказался не ахти. Потому что сценарий Роквей доверил писать тоже самому себе, а сочинять истории с рок-н-ролльным огоньком, как тот же Скорсезе, Итан абсолютно не умеет. Поэтому и фильм "про гангстеров" у него выдался настолько шаблонным, что, честное слово - смотрел его в субботу, а сегодня, в среду, помню оттуда лишь злорадный прищур Харви Кейтеля в образе старого Лански и...
...И - больше ничего яркого, что заставило бы вскоре пересмотреть ленту Рокуэя. Почти как и в случае близкородственного "Закона ночи" (2016) Аффлека. Разве что финальная перестрелка оттуда все-таки отложилась у меня в памяти, а от "Мейера Лански", чую, спустя год не вспомнится даже название.
Впрочем, если из вышесказанного вы сделали вывод, что это кино плохое - я дико извиняюсь.
Да, оно - клишированный проходняк, не способный удивить вас ничем, а тем более шокировать. Однако проходняк этот вполне смотрибельный. И отчасти даже познавательный - если, конечно, вы не знакомы с гангстерской киноклассикой 20 века, а также современной сериальной классикой "Подпольная империя", и не в курсе, кто такие Мейер Лански и Багси Сигел (спойлер - не родственник Стивену Сигалу).
История бурной молодости этих одиозных бандюков подана у Роквея через долгие флэшбэки - воспоминания старенького Мейера, коему осталось жить от силы пару лет. Но ворошит прошлое он не "тихо сам с собою"©, а ведёт откровенные беседы с с писателем-неудачником Стоуном (Сэм Уортингтон). Который решил забацать о легендарном дедушке толстую книгу и наконец-то прославиться. Против чего Лански не возражает, только берёт со Стоуна "честное пионерское", что тот опубликует свою писанину, когда Мейер помрёт, благо, ждать осталось недолго.
Стоуну тоже уделено в фильме время, хотя кто здесь он, а кто его собеседник. Правда, сделано это лишь затем чтобы замутить интригу вокруг пенсионера-уголовника не только в его прошлом, но и в настоящем.
Дело в том, что дедушку и по сей день пасёт ФБР, которое отчаянно "желает знать, где сидит фазан"©. А именно: куда Мейер заныкал свои 300 млн. $, и как ему удается столько лет лепить одну-единственную отмазку "Да отвалите вы! Нет у меня таких денег - вон едва на кефир и хлебушек пенсии хватает!". Тогда как все убеждены в обратном: врёт, стервец! Всё у него есть и пока он не скопытился, надо это баблишко у него отжать.
Вот почему писатель ручкой Стоун - ещё один счастливый шанс для ФБР вытянуть у хитрющего мафиози нужную информацию. А чтобы Стоун не ерепенился, а задавал Мейеру нужные вопросы, ФБР шантажирует уже самого Стоуна, благо есть, чем и как.
Так все они и суетятся перед нами и друг другом все эти два часа. С перерывами на мемуары Лански о "суровых 40-х" со всеми их шляпами, костюмами, скрипучими машинами, ресторанами, казино и "томми-ганами".
***
В общем, есть лишь один повод откупорить шампанское: если вы поклонник Харви Кейтеля и соскучились по его коронным гангстерским ролям. Ибо мистер Кейтель даже в свои 82 года, даже в таком фильме-проходняке традиционно крут и бешено харизматичен.
Для всех же остальных "Мейер Лански" - обычная картина для рутинного просмотра, когда больше не из чего выбирать (что сегодня бывает очень часто). Кино, которым вам вряд ли захочется развлекать себя в выходные, но для будничного вечера оно вполне сгодится.