Найти тему
Повествователь ...

Поколению 70-х посвящается (История одного москвича). Часть 3

Ссылки на Часть 1 и 2 ниже по тексту

Часть 3

«Средняя и подготовительная группа детсада» (1977-1979 гг.)

Это снова чудесное время я помню уже совершенно отчетливо. В нашей группе насчитывалось около 30 человек. Мы были уже почти взрослыми. Воспитатели с нами не «сюсюкались». Ушло время, когда наши наставники с нами разговаривали как с маленькими. Пришло время четких наставлений и приказов: «Иди сюда, закатай матрац, убери раскладушку, готовься к завтраку». И ты все должен был исполнить быстро, четко, молодцевато. Желательно в эти моменты каждого действия, кидать на воспитателя взгляд полной любви и покорности. А если твои губы в эти моменты будут растянуты в улыбке... все "зачет"! Ты полный мАлАдец! Педагоги все это видели и конечно давали свои оценки. Очень так громко оценивали, что бы все слышали: «Миша, Паша, Маша молодцы, быстрее всех все убрали! А Павлик и Таня до сих пор ничего не убрали, посмотрите на них, дети... "копуши"!». И все! Не нужно голову ломать, какую кличку теперь будут носить несчастный Павлик и его "товарка" Таня. Не любили у нас нерасторопных ох не любили! Естественно нашим наставникам не приходило в голову, что люди могут быть просто... меланхоликами и никуда от этого не деться. Природа так распорядилась и заложила индивидуальный темперамент в каждого из нас!

В будущем эти "копуши" могут вырасти в прекрасных инженеров, врачей или снАйперов, где не так важно делать все быстро. Главное исполнять все правильно и работать на результат. Но это понимаешь только спустя годы, а тогда мы смотрели на этих «медленных детей»... осуждали их, смеялись над "копушами"! Ах, какими мы были порой жестокими!

«О гражданском воспитании»

Знаете, а я рад, что нас учили, учили простым жизненным правилам, которые я запомнил на всю жизнь и до сих пор ими пользуюсь. Многие юные родители сейчас сочтут за кощунство то, что в нас "вкладывали" наставники. Вот два простых примера правил, которые нам транслировали воспитатели, а так же возможные ответы на них современных родителей:

Правило 1: «В транспорте всегда уступай место старшим»

Помню воспитательница говорила: «Запомните, дети, старшим нужно уступать место в транспорте!". Это воспринималось как приказ/установка на всю жизнь! Ты же уже не маленький тебе же скоро 6 лет. Конечно, стыдно сидеть, когда взрослые стоят. Они же с работы едут, может быть у них ноги болят, как же ты такой большой можешь сидеть? А сейчас?

Вот случай, который недавно произошел со мной. После работы еду в метро. Устал, очень устал, да еще нога разболелась.... артроз, да, да годы дают о себе знать! Освободилось «местечко» и я присел. Заодно, думаю, поработаю над текущим рабочим проектом. Достал телефон, изучаю материалы. Следующая станция, народ вошел в вагон и я чувствую, как меня кто-то настойчиво лупит по плечу. Поднимаю глаза и вижу стоит женщина ну чуть меня постарше и говорит так.... безапелляционно: «Мужчина, уступите место!». Я конечно... «пожалуйста», но вдруг у дамы тоже что-то болит? Встаю, жестом руки предлагаю присаживаться. И вдруг вижу «картину». Из-за женщины выбегает румяный, упитанный мальчик лет 10 и ростом около 1,5 метров и плюхается на сиденье. Далее он достает из рюкзака, который держит бабушка, смартфон и «залипает» в него. Все, занавес! И знаете, что самое интересное? Когда я встал и окинул взором вагон, то увидел, что почти все сидячие места были заняты молодежью! Средний возраст "сидящих" 15-20 лет, приезжих из стран Азии не считаю, эти вообще по уровню развития и каких-то "понятий" как из "каменного века". Так вот, тетенька подошла именно ко мне, так как понимала, что мы с ней одной, той самой, "старой школы", а значит отказать в просьбе я практически не могу. А вот тинейджеры, хипстеры и прочая молодежь с вероятностью почти 100% пошлет эту сердобольную даму куда подальше с ее "просьбами". Опять же многие современные родители возразят: «А что такого? Ребенок хочет посидеть и поиграть в телефоне! Это его право». А я им отвечу: «Вы, дорогие мои родители, растите самовлюбленного, инфантильного пофигиста!». Когда он подрастет, я уверен, это будет циничный жлоб, для которого абсолютно не будет существовать каких-либо авторитетов и ценностей.... ни моральных, ни этических. С чем, дорогие родители этого «существа», я вас и поздравляю!

Правило 2: «По улице нужно идти по правой стороне в сторону движения».

Конечно, если дорога свободна ты можешь идти как тебе вздумается! Но в случае большого человеческого потока, а в крупных городах это постоянно случается, "преимущество" имеет тот, который движется тебе на встречу, если ты идешь по его «ряду». Смысл прост – не нужно «ехать по "встречке", дабы не создавать аварийной ситуации, если переложить эти правила на движение на авто по дороге. А сейчас? В городе ты идешь по своей «полосе», а тебе на встречу идет некто... мужчина\женщина\подросток\ребенок, но рождения... где-то от 90-х годов и выше. А ты идешь в "своем ряду" (автомобилисты поймут). Вы натыкаетесь друг на друга. Далее, ты смотришь «встречнику» в глаза и спрашиваешь: «А почему ты по этой стороне дороги идешь? Мы не в Англии или Таиланде, где правостороннее движение. Посмотри, по каким сторонам ездят машины на проезжей части, есть же правила движения и для пешеходов в том числе». А далее видишь в его\ее глазах непонимание. ОНИ реально не понимают в чем проблема? Их этому никогда и никто не учил! А современные родители могут сказать: "А в чем проблема? Дитятко идет там, где ему хочется, это его выбор, у нас демократия!». Тогда, демократичные родители, подскажите своим отпрыскам, что цвета на светофоре – это ограничение их прав! Пусть смело идут на "красный цвет" светофора по пешеходному переходу. "Забейте" на правила!

«О патриотическом воспитании»

Ну куда же было без патриотизма? Этому направлению посвящались отельные уроки. Нам рассказывали кто такой Ленин и что он сделал для нашей Страны. Воспитатели как-то самозабвенно указывали на его портрет рукой. А ОН смотрел на нас таким добрым взглядом, а мы все его называли... «Дедушка Ленин». Мы слушали о подвигах пионеров-героях: Валя Котик, Марат Казей, Леня Голиков и прочие. И, конечно, каждый из нас мечтал совершить, что-то подобное во имя Родины! Пацаны да и девчонки почти всегда играли в «войнушку». Мне запомнился один эпизод из этих игр. Это был не самый романтический момент, но он показывал, как мы все были решительно настроены к возможным тяготам войны! Представим, вдруг захватили тебя в плен фашисты и начали пытать, что ты будешь делать? Откроешь военную тайну?

Нас было шесть человек: 5 пацанов из «команды» и одна девчонка, естественно «радистка», которых «взяли в плен фашисты». Мы все понимали, что нас сейчас начнут пытать, но каждый из нас был решительно настроен и готов терпеть любые "муки". Мы собрались возле забора детсада. От воспитателей нас скрывали кусты и до конца прогулки было еще минут двадцать. В качестве «орудия пыток» был найден пластмассовый и острый осколок от какой-то сломанной игрушки. Договорились, что каждый будет пытать «соседа», а потом «сосед» так же будет подвержен пыткам того кто над ним только что издевался. В общем «палач» резал руку этим «орудием пыток» испытуемому и монотонно задавал вопрос: "Где находятся партизаны?". Ах, если бы мы были поумнее, то хоть заранее договорились, что же нужно "выдать"? А тогда, мы молчали, не плакали, только слезы непроизвольно лились из глаз, НО никто, даже девчонка, не попросили пощады!

Прошло больше сорока лет, а шрам на правой руке напоминает, что я все выдержал и "не открыл военной тайны"! А дальше, мы нашли лопухи, облизали их и приложили к ранам. Ибо знали как оказывать первую помощь если нет ни йода, ни зеленки, ни бинтов. Когда воспитатель увидел нас таких, всех "раненых", ее чуть инфаркт не свалил. Подходят к ней такие.... «Пионеры-герои» все в крови и с лопухами на руках. Первая медицинская помощь конечно нам была оказана. Наши руки щедро залили йодом и перевязали. Здесь многие из нас повторно пустили слезу, но никто не закричал... ибо стыдно перед глазами товарищей!

Когда вечером меня забирал отец, он коротко спросил: «Что с рукой?». Я коротко ответил: «Мы в пионеров-героев играли, но я военной тайны не выдал!». Отец сказал: «Молодец!». Я был чрезвычайно доволен собой, так как выдержал "испытания". А мой батюшка сказал: "Ну хорошо, что хоть до "повешений" не дошло, ты там осторожней будь". На следующий день после "того случая", воспитатели нам объявили, что если еще кого-нибудь застанут за "пытками" тому очень, очень сильно не поздоровится!

Но наша "команда" и не думала останавливаться. Игры в "войнушку" продолжались, втягивая в наши "боевые действия" почти всю группу. Каждый из нас обязательно брал в "сад" оружие, которые мы дружно клянчили у родственников в детских магазинах: "Ну купииии папа/мама/дедушка/бабушка мне пистолет, автомат!". В "саду" мы снова и снова занимали круговую оборону. Стреляли, кидали камни (они же были "гранаты"), дружно ходили в атаку на виртуального врага (играть роль фашистов естественно никто не хотел). Дома я спал с пистолетом под подушкой. Это был ооочень "крутой" пистолет... железный, черный пистолет Макарова. Этот пистолет мог стрелять бумажными пистонами. Ах, как мне нравился запах жженых пистонов!

"Выбор будущей профессии"

Когда лет в шесть я первый раз посмотрел по телевизору фильм "Офицеры" я все "понял". Понял КЕМ я хочу стать, когда вырасту и это было... без вариантов. Отец смотрел фильм вместе со мной и тоже для себя принял решение. На следующий день он протянул мне газету "Красная звезда" и сказал: "Это тебе сынок, читай, изучай". С тех пор в нашей семье выписывалось две газеты: "Труд" и "Красная звезда".

"Второй раз в нулевой класс"

В «подготовительную» группу я перешел в сентябре 1977 года и очень готовился к «выпуску» из «первой школы жизни». Конечно у нас не было такой жесткой программы по изучению правописания и математики как у нынешнего поколения. Однако, нам завуалировано преподавали логику. Вот такие задачки мы должны были решить: «За забором 8 куриных лапок и четыре лошадиных, сколько и какие животные находятся за забором?» или «На березе две ветки, на каждой из них выросло по два яблока. Сколько всего яблок на березе выросло?» итп.

И вот настал май 1978 года. Вся наша группа готовилась к выпускному из нашей первой "Альма-матер". Я выучил стишок "Покидая двери сада ты нас друг не забывай. Воспитателей и няню добрым словом вспоминай....". Собрались многочисленные родственники моих товарищей. Все были такие праздничные! Но моих "предков" почему-то не было?! "Наверное работают" - подумал я. "Ну ничего страшного. Стих я выучил, общий танец знаю. Все нормально!". В общем перед родственниками "выпускники" выступили на "отлично". Затем нас построили и начали вручать наборы "первоклассника". Я так ждал, когда и мне достанется заветный "пакетик" с.... пеналом, ручками, тетрадками ну и что они еще туда положили? И вдруг случилось странное и страшное! Воспитатель проходит мимо меня и вручает пакет рядом стоящему. Я не понимаю, что происходит, может ошибка, может воспитатель меня не заметил? Может наставник подумал, что я уже получил заветный "пакетик" и держу его за спиной? Я вытащил обе ручонки немного вперед, что бы тетя-воспитатель увидела, что у меня ничего нет в руках. Весь мой просящий вид как бы умолял: "Тетенька, не будьте жестоки, дайте и мне ТО, с чем я пойду в школу, пожжжжалуста!". Но...НЕТ, ничего такого не случилось! Далее поступила команда "разойтись". Дети дружно бросились в объятия своих предков, а я остался стоять один... без родителей, но, главное без заветного "пакетика".

Сколько я себя помню я никогда не плакал ни от боли ни от обиды. Да, слезы могли идти, но это был не плачь, просто железы на глазах выделяли "жидкость". Но в тот день, когда всех забрали и я остался один в группе, зайдя в подсобку, где лежали раскладушки и матрацы, я расплакался навзрыд....так сильно с воем, утыкаясь мордочкой в матрац. Я понимал, что произошла какая-то жестокая несправедливость! Что я сделал не так, в чем виноват? А в это время воспитатели "отмечали" выпускной и до меня им не было никакого дела. До какого-то мальчика, который остался один.... в "группе".

Когда вечером папА забрал меня, я всю дорогу молчал. Не было ни истерик ни вопросов. Я просто шел. Отец тоже шел весь в своих мыслях. Тогда внутри меня что-то "треснуло", но я не "надломился" я как-то сразу стал взрослым. Я понял, что расчитывать в этой жизни нужно только на себя. Но дома настроение поднялось, т.к. через день я уезжал на все леток Бабушке.

Спустя годы, я задал отцу вопрос: "Почему меня оставили на "второй" год в саду?". Оказывается все было так банально! Мои родители просто не нашли время, что бы подойти в школу, договориться с завучем, собрать какие-то справки. Им, якобы, некогда было!

Лето у Бабушки было как всегда прекрасно! Вы знаете, как вкусно есть всякие пирожки, блины и драники, приготовленные в русской печи? Да там обычная гречневая каша, настоянная в чугунке, превращается в шедевр кулинарного искусства! Эта "Лучшая Женщина в мире" всю неделю ни разу не повторялась с блюдами. Так что к концу лета внучек превращался в "колобка":)

В 1979 году у меня всё-таки состоялся "выпускной" в саду. Я получил заветный "пакетик" и был полностью готов к походу в школу!

Чем же запомнился 1977-1979 год?

В 1977 года на заводе ВАЗ в Тольятти началось серийное производство автомобиля ВАЗ-2121, более известного под маркой «Нива».

В 1978 года в Советском Союзе проведено успешное испытание нейтронной бомбы. Это был ответ на разработки в США этого оружия.

В 1979 года принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан.

Продолжение следует...