И снова 1939 год. Гайдар, Лагин, а теперь вот, и Фраерман написали свои произведения, ставшими классикой, практически в одном и том же году.
Сюжет
Таня Сабанеева живет с мамой в поселке на Дальнем Востоке. Ей 14 лет. Отец ушел от них, когда ей было всего 8 месяцев. Таня дружит с мальчиком Филькой. Это весьма экзотический персонаж. Он из нанайцев. Отец его - охотник. Но Филька пионер и учится в школе, хотя родился в лесу в юрте. Мальчик влюблен в Таню и ведет себя как рыцарь. Но она этого будто в упор не замечает.
Внезапно приезжает из Москвы отец на постоянное место жительства в их поселок. С новой семьей - женой и племянником жены Колей, ровесником Тани. Мать не настраивает девочку против отца, наоборот, поощряет их общение. Таня влюбляется в Колю, но сопротивляется этому чувству, общаясь с ним холодно.
Однажды во время бурана Таня спасает Колю, который на катке подвернул ногу и не смог бы добраться до поселка. Девочка бежит к Фильке и ничего не объясняя уезжает в его упряжке с ездовыми собаками. Дело кончается плохо. Собаки, побежав в метели за лошадью, в итоге переворачивают нарту и даже жертва Тани - она бросила им свою старую преданную собаку Тигра, не помогает. В итоге Тигра растерзали, а Таня поволокла нарту с Колей сама. Их спасли взрослые, в том числе ее отец, вышедшие на поиски детей.
В школе эту ситуацию поняли превратно и даже написали в газете, что Таня в буран решила покататься на собаках с Колей. Но правду узнали. А Таня с матерью уехала из города, к огорчению Фильки и Коли.
Это произошло потому, что матери сложно было смириться с постоянным присутствием отца Тани, она все еще любила его.
Про героев
Таня
Почему такое название? В начале Таню все что-то гнетет, она мечтает увидеть дикую собаку динго, уехать к другим берегам. Она сама удивляется своим мечтам, они ее пугают. Не понимая, что с ней, Таня смутно догадывается, что становится взрослой.
Кому-то она рассказала про свои мечты и ее стали звать "Дикая собака динго". И, если подумать, не зря! Таня - девочка холодная, гордая (это даже можно назвать гордыней), ревнивая, упрямая и своевольная. То, что она глупо пожертвовала собакой тоже о многом говорит. Я, конечно, понимаю, что условиях дикой природы животные - расходный материал.
Но там-то подчеркивалось, что собака - член семьи, преданная до невозможности, до школы провожала, коньки в зубах носила. И вот эта Таня, которая летом спасла котенка и прямо чуть не прокляла Колю, стоявшего и ничего не предпринявшего, спокойно кидает друга Тигра на растерзание.
Ее мне жаль только из-за ее характера. Как она могла влюбиться именно в Колю - слабого и, в общем-то, ничем не примечательного? Ей самая пара Филька. Да и вот этот мотив - сильная женщина - слабый мужчина ну совершенно нетипичный для тех времен.
Мама Тани
Больше всего сочувствия вызывает мать. Как-то Бунин написал в стихотворении ужасно несправедливые слова: "Но для женщины прошлого нет. Разлюбила, и стал ей чужой". На самом деле все наоборот! Это ровно про мужчин слова. Разлюбил, и не только женщина стала чужой, но и дочь.
Об этом он прямо пишет в письмах - "я забывал о ней". Между тем даже дочь думает про мать "может, это она виновата?" Ну конечно, кто ж еще! Теперь - нате, здрасьте, явился-не запылился. И женщина должна бросать все и уезжать. Ну слов нет просто.
Филька
Жаль Фильку. Умея охотиться, и выслеживать добычу, и выжить в лесу, он не умеет удержать эту девочку. Он слишком рыцарь, чтобы ставить палки в колеса тому же Коле, он справедлив.
Про спасение Коли
Пару слов хотелось бы сказать о "подвиге" Тани по спасению Коли. Это весьма напоминает Эмиля в книге Линдгрен, как он тащил на санях в буран больного работника. Здесь более реалистично показано все. Но! Коля с другой девочкой, Женей, были на катке. Женя - местная жительница. Она поняла, что будет буран, а Коля подвернул ногу. Но что она делает? Просто сидит и ждет непонятно чего! Почему она не бежит за помощью, ведь поселок совсем рядом?
Что делает Таня? Она находит эту парочку, Женя спокойно идет домой. Опять же, не за взрослыми, просто домой. Таня же несется к Фильке и, и слова не говоря, прыгает в нарту и уезжает. Хотя даже отец Фильки, охотник, подаривший ему упряжку, говорит, что собаки злые, обращаться с ними сложно. Почему она не попросила Фильку поехать с ней, что за самоуверенность?? Не буду уж в сотый раз писать про глупую жертву. И, кстати, куда делись собаки тоже не вполне понятно.
Коля - персонаж непрописанный. Размазня какая-то, что он за человек не вполне понятно.
Идеология и критика
Про идеологию: она прилеплена как сбоку припека. У учительницы на груди звездочка. Таня лепит из снега фигуру часового. Учитель написал в газету, что в школе творится бардак - девочка в буран решила покататься (кстати, странно, что он "выносит сор из избы", к тому же не разобравшись). Подчеркивается, что Филька - пионер. Таню хотят исключить из пионеров. Но все это как-то 1-2 предложениями, без подробностей. Потому что в повести главное - внутренний мир героини. Она очень меланхоличная и грустная. Конечно, советским критикам это не понравилось.
Так, А. Марголина опубликовала в сборнике «О детской литературе» («Просвещение», 1950) статью «Советская повесть о детстве», в которой отметила, что и Таня Сабанеева, и автор повести настолько погружены в свои «изысканные и возвышенные переживания», что не замечают движения «большой интересной жизни». В редакцию журнала «Красная новь», разместившего на своих страницах «Дикую собаку динго…», поступали письма, авторы которых считали неправильным уход Тани «в чувственный приватный мир». Среди вопросов, задаваемых рецензентами, были такие: «Как могло случиться, чтобы советский писатель написал, а редакция советского журнала напечатала повесть, в которой утверждается идея возврата к первобытной природе, к первозданному инстинкту, к примитивной, натуральной жизни?»
Да и сам писатель не совсем понимал, что от него хотят. Поэтому повесть такой и получилась
Впоследствии Рувим Фраерман вспоминал, что новые задачи, ставившиеся перед литераторами в 1930-х годах, порой казались непонятными поэтам и прозаикам, привыкшим писать «по лекалам классики». Писатель рассказывал, что, согласно договору, он должен был представить издателям школьную повесть: «Что это за школьная повесть, ясно никто себе не представлял. Но требовали. Споров было много, а я так и не мог понять, о чём же надо писать».
Ему удалось передать внутренний мир подростка. Как говорил Ромео у Шекспира "томлюсь тоскою по любви" - вот об этом повесть. О смутных желаниях, проецируемых чуть ли не на первых встречных в 14 лет.
Интересный язык. Предложения составлены как будто неправильно, все время спотыкаешься, читая их: "Навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. Она вошла в него смело." "Там стояла толстая девочка Женя, которую она не предпочитала другим". Встречается такое и у Гайдара, видно, тогда так говорили.
Вот так много мыслей возникло при прочтении этой маленькой повести. В детстве и в подростковом возрасте я ее не читала. Думаю, тогда впечатления были бы иными.
А вы что думаете?