Те, кто читает уже не первую мою статью, наверняка заметили, что я в своих аналитических записках много внимания уделяю попыткам дать чёткое и ясное определение некоторым основополагающим понятиям нашей жизни. Таким как судьба, счастье, справедливость, совесть и т.д. Тем самым восполняю, так сказать, недоработки среднеобразовательной школы. Ведь в ней ни о чём подобном нам никогда содержательно не рассказывали. Это необходимо прежде всего для того, чтобы в любой ситуации при оперировании вышеуказанными терминами все участники той или иной серьёзной дискуссии разговаривали, что называется, на одном языке. То есть чётко понимали не только тему разговора, но и ясно представляли суть используемых терминов. Подобное видится актуальным не столько с целью устранения некоей степени непонимания при общении, сколько для предотвращения попыток скрытых манипуляций кого-то кем-то. А подобное в реальной жизни случается нередко. И к этому стоит относиться серьёзно, ибо манипуляции, порой, могут очень существенно изменить вашу жизнь в совершенно не нужном вам направлении. Что я имею в виду?
Всё просто! Я имею в виду самое элементарное стремление более ушлых и продуманистых людишек с использованием «высоконравственных» терминов-крючков, типа «родина», «честь», «совесть» и т.д. нагонять тумана и манипулировать толпой с незатейливым сознанием. Ведь разговор на «высокие» темы сразу усыпляет бдительность и стирает подозрительность, подсознательно повышая рейтинг доверия собеседника. И вы сразу же становитесь для таких нуворишей заметно более лёгкой добычей! Ну, например, когда вы всю жизнь не были обласканы заботой государства, попали не по собственной воле в армию, а потом вам в непонятной точке мира вдруг предлагают «отдать жизнь за Родину». Не уточняя при этом, за какую Родину, чью Родину… И ладно, если вы отдадите свою несостоявшуюся жизнь целиком по принципу, как в анекдоте, «отдам, отдам, всю отдам - нахрена мне такая жизнь!» А если останетесь инвалидом, усложнив ещё больше собственное бытиё мучительной, горькой и трагической беспросветностью? Или, когда вам настойчиво предлагают «поступить по совести» и не выдавать какого-то малознакомого человека за совершённое им преступление. Пытаясь сделать при этом вас без вашего же согласия и разрешения ещё и соучастником. Или когда без тени сомнения говорят, что "если любишь, то вот это сделаешь, вот это купишь, а вот туда свозишь...." На самом деле примеров подобного рода беспардонных манипуляций можно привести уйму, но заложенный мною смысл вам, уверен, уже понятен. И чтобы результативность возможности подобного враждебного вторжения в ваше личное пространство свести к нулю, необходимо чётко представлять суть и смысл терминов и формулировок тех понятий, на которые вас хотят «зацепить». Чтобы на самом раннем этапе без ошибок разделить зёрна от плевел. Поэтому я продолжаю свои попытки пролить свет ясности на некоторые термины, надеясь, что мой труд будет кому-то полезен в нужную минуту. И в этот раз я хочу поразмышлять над словом «честь».
При озвучивании фонетики данного слова у многих, наверное, в первую очередь всплывает в голове фраза «честь имею!» Которую почти каждый из нас слышал не только в фильмах, но и в жизни. Есть такое? А многие люди часто и сами в быту жонглируют этим понятием, как само собой разумеющимся. Однако, как и в массе других случаев, моё предложение в их адрес чётко объяснить, что для них значит честь, автоматом ставит собеседников в тупик. При этом неуклюжие попытки к рассмотрению обрывков неосмысленных фраз я в расчёт не беру.
Поэтому давайте я попробую выстроить свою цепь логических рассуждений на эту тему, а читатель в итоге вынесет свой финальный вердикт. На первом этапе сразу (что стало уже традицией) обозначу, что очередные попытки выудить что-то достойное в недрах интернета в очередной раз потерпели неудачу. Кроме набора невнятных и отвлечённых словоблудий о морали, нравственности, благородстве и иже с ними, ничего внятного выявить не получилось. Оно уже и не удивительно. Тем не менее, особенно прикольными показалась пара вариантов. Удержаться, чтобы не привести их здесь, я не могу. Сорри!
Первое: «честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование»! То есть автор данной фразы серьёзно полагает, что вот каждый первый может вполне серьёзно дать себе право оценивать самого себя??? Не знаю, как вам, а мне сразу вспомнилось окончание известного анекдота: «когда мне сказали, что джентльменам верят на слово, то тут мне карта и попёрла..!» )))
Второй вариант не менее шедевральный. Он звучит так: «Честь – это внешняя совесть, а совесть это внутренняя Честь»! Не больше, не меньше! То есть, всецело придерживаясь данной логики, тяжёлое – это светлое дальнее, а дальнее – это тёмное тяжёлое! К сожалению, для более глубокого осмысления данного нетленного шедевра никаких достойных напитков не предлагалось, поэтому моя ментальность сдалась, и я остался не солоно хлебавши...)))
Но, друзья, полагаю, что пора прекращать этот цирк и переходить к чему-то действительно серьёзному и осмысленному. Итак, концентрируемся! Но сначала стоит сразу отметить, что итоговая искомая формулировка должна помимо ясности нести ещё и чёткие критерии обнаружения присутствия или отсутствия у конкретного лица этой самой чести. Иначе получится никчёмный флуд.
А осмысливать подобный термин я начну пытаться с очевидного. С того, что честь можно иметь, а можно и не иметь. И третьего здесь не дано. При этом, когда мы про кого-то говорим, что он - человек чести, то всегда подразумеваем, что данная личность вполне предсказуема в каких-то поведенческих рамках. И рамки эти не иначе как простираются в плоскости морально-нравственных качеств, формирующих все поступки данной личности. Так ведь? Любые же рамки создаются при помощи набора принципов и правил, вырабатываемых на основе опыта жизни. Они не могут навязываться извне, потому что должны быть приняты душой. Поэтому уже на данном этапе рассуждений можно сделать вывод, что честь может быть присуща только уже достаточно состоявшимся людям. Тем, кто имеет заметный опыт и способность к анализу факторов влияния социума. То есть тому, кто имеет возможность выбора и у кого присутствует осмысленная жизненная позиция. При этом, как следует из логики выводов в предыдущих статьях, у любой личности есть два основных пути движения. Путь духовного роста (созидания) и путь энергетического вампиризма (паразитизма). И очевидно то, что осмысленная жизненная позиция может иметь место как у личности, выбравшей первый вариант, так и у того, кто выбрал второй. Главное, что выбор обязан быть осмыслен и все дальнейшие действия должны выражать суть данного выбора. Если разложить по полочкам, то данный процесс выглядит следующим образом. Человек растёт, взрослеет, набирается опыта. Опыт диктует ему необходимость выработки непререкаемых правил жизни и взаимоотношений с обществом для формирования чёткой жизненной ориентации. Эти правила постепенно генерируют систему разного вида законченности, которую рассматриваемая личность со временем начинает утверждать в рамках своего окружения. А с определённого момента данная система начинает создавать репутацию конкретной личности. Репутация же личности – это стороннее устоявшееся мнение социума о человеке, главный индикатор для формирования мнения у других людей. Она позволяет судить о наличии, или отсутствии чести у конкретного человека. Таким образом, получается, что то, что мы называем честью, может быть только у людей, создавших свою стройную систему жизненных принципов и чётко придерживающихся её. Это безусловное требование для будущей формулировки. Тем самым эти принципы и правила создают в глазах социума ясно формируемый образ, укладывающийся в определённые морально-нравственные рамки. Теоретически, честью может обладать и человек, осознанно выбравший путь энергетического вампиризма. И ему также ничто не мешает создать собственную устойчивую систему жизненных принципов в этом направлении. Однако открыто декларировать свои истинные взгляды и стремления такой человек вряд ли сможет. Ибо он будет незамедлительно отторгнут обществом, так как никому не захочется быть жертвой вампиров. Давать же другим они в принципе ничего не могут. А потому личностям с подобными взглядами придётся их тщательно скрывать, полностью искажая свою истинную сущность в глазах окружающих. И тут не обойтись без значительной лжи, которая всегда выступает антиподом чести. Соответственно, ни о какой чести у подобных личностей в данной ситуации не может идти и речи. А потому на практике иметь честь может только человек, выбравший путь духовного роста. Отсюда следует очень важный вывод, что наличие чести у человека – это всегда добродетель! Другие варианты просто логически исключены.
Надеюсь, на этом этапе рассуждений накоплено уже достаточно информации, чтобы решиться на главное – чётко сформулировать понятие чести. И я его вижу следующим.
Честь – это, образно выражаясь, лицо души, состоящее из осознанного выработанного набора морально-нравственных правил личности, в рамках которых она декларирует свои взаимоотношения с обществом и строго придерживается их. То есть это строго выстроенный поведенческий вектор движения личности в социуме. Как оно вам, ничего не забыл? Другими словами человек без чести, это как душа без лица. На его месте либо бесформенное месиво, либо маска. И общение с подобными людьми оставляет ощущение некоей пустоты и неискренности. Будто ты разговаривал с каким-то компьютером.
Логика подсказывает, что совесть, в свою очередь, является сестрой чести, а ложь – её прямой антипод. Потому что любая ментально и духовно сильная личность никогда не будет иметь необходимости лгать и искажать свою ясно выстроенную и утверждённую жизненным опытом систему глобальных морально-нравственных принципов и правил. Лгать вынуждены только люди, либо вообще не имеющие никаких принципов, либо стоящие на пути зла. То есть стремящиеся ложью дизориентировать собеседника. Они вынуждены это делать, чтобы либо скрыть свою беспринципность, либо агрессивные эгоистично-потребительские намерения. Помните это, особенно, когда в очередной раз будете слушать выступления политиков. Уверен, что это - очень важный вывод, который окажется крайне ценной практической подмогой читателю во многих жизненных ситуациях.