Найти тему
OH!ourhistory

Кто такой Гостомысл и как он связан с Рюриком?

Гой еси!

Да, именно так приветствовали друг друга наши предки, древние славяне.

По данным исторического источника "Повести временных лет" : «В 862 году представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом».

Рюрик с братьями Синеусом и Трувором
Рюрик с братьями Синеусом и Трувором

Но может ли быть такое, что Рюрика призывали не племена, а один человек? Разберемся.

До призвания варягов история повествовала о старейшине ильменских словен -Гостомысле.

О его вкладе в историю существует две теории:

1. В Воскресенской летописи говорится, что призвание Рюрика и его братьев произошло по совету умирающего Гостомысла, который созвал к себе новгородцев и указал им на варягов, как на достойных правителей.

2. А в летописи, изложенной Татищевом повествуется о том, что было у Гостомысла 3 дочери. И однажды увидел он, что из чрева его дочери, Умилы, вырастает могучее дерево. Волхвы истолковали сон старейшины таким образом, что Умила даст жизнь наследнику великой династии. Тогда Гостомысл и распорядился призвать на княжение в Новгород сына Умилы, своего внука Рюрика.

Гостомысл
Гостомысл

Однако вокруг данных теорий ходит много споров, также как и о существовании братьев Рюрика. Сомнения в сущетствовании Гостомысла высказывали большинство историков, такие как Карамзин, Миллер, Соловьев. А Ломоносов совсем отрицал теорию призвания варягов и считал, что государственность на Руси образовалась без посторонней помощи.

Но не все так просто, наличие древних артефактов с якобы вымышленными персонажами, заставляет историков сомневаться.

-3

В летописях указывают про холм Гостомысла и его могилу на Волотовом поле, вблизи Великого Новгорода.

Однако археологи сомневаются в самом существовании Новгорода в IX веке: самые ранние постройки там датируются 930-ми годами. Княжеская резиденция в Рюриковом Городище возникла раньше, и там обнаружены следы скандинавского и западнославянского присутствия.

По мнению В. Н. Овчарева, имя Гостомысла проникло в русские летописи из мекленбургской генеалогической традиции. В 1629 г. Иоганн Хемниц опубликовал генеалогию мекленбургских герцогов, в которой выводит линию Рюриковичей от ободритского князя Годлейба. В этом же источнике присутствует и Гостомысл (Gozomuzolo), сын Чедрага. Сам Хемниц ссылается на несохранившийся манускрипт из Шверина, датированный 1418 г. Специалист по истории Древней Руси С. Н. Азбелев ставит под сомнение факт смерти Гостомысла в 844 году. По его мнению, Гостомысл, возглавлявший государство Руян, в связи с вторжением войск Людовика Немецкого в 844 году бежал на берега озера Ильмень. В результате этого там возникли поселения прибывших с ним славян — руси прибалтийской».

В связи со сказанным следует считать надпись на медали «Кончина Гостомысла 860 года» ложной, не соответствующей ни по дате (844 года), ни по принадлежности главному персонажу.

Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись ею с друзьями:)