Первым в психоанализе была описана психическая энергия libido.
Либи́до (лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом для описания разнообразных проявлений сексуальности. Оно обозначает некую специфическую энергию, лежащую в основе полового влечения.
Вторым была открыта психическая энергия Mortido.
Морти́до (от лат. mors — смерть) — термин, используемый в психоанализе для обозначения вида психической энергии, источником которой является гипотетический инстинкт смерти. Введён в 1936 году Паулем Федерном[en], одним из учеников Зигмунда Фрейда по следам более раннего (и поначалу оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн, которая в середине 1910-х годов впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие инстинкт смерти.
Обе энергии представляют собой животную сущность человеческой души.
Но есть ещё две энергии которые не пресуще животным .
В книги ,, о детстве и браке" 4 века Амвросий Медиоланский учитель блаженного Августина описывает четыре душевных энергии действующих в человеке в совершенном виде на примере толкования видения из книги пророка Иезикиля. Только в совершенном виде , то есть человека находящемся в горманичном душевном состоянии. Такими какими они должны быть не в извращенном виде:
,,113 Здесь – мы знаем – изображается также душа, у которой четыре животных, т. е. четыре душевные качества; но (она изображается) не в том виде, в каком представляются те души, которые мы указали выше: те только еще развиваются и совершенствуются, а здесь изображается (душа), уже достигшая совершенства. Кроме того, те души (еще только) призываются на небо, а эта (уже) находится на небе вместе со Словом Божиим. (Эта душа) и имеет четыре чувства, именно такие, которые можно приравнять к облику человека, льва, тельца и орла. Под такими же образами – мы знаем – представлены и свойства Евангельских книг. И здесь, следовательно, точно так же под образами животных отпечатлена особенность душевного расположения. Образ человека указывает на мышление, образ льва – на силу, образ тельца – на похотливость, и образ орла – на прозорливость.
В самом деле, греческие мудрецы говорили, что во всяком разумном муже имеется способность мышления (λογιστικόν), способность силы (θυμηθικόν), способность пожелания (ἐπιθυμητικόν), способность разумения (διορατικόν); латинские же (мудрецы признавали) благоразумие (prudentiam), мужество (fortitudinem), умеренность (temperantiam) и справедливость (justitiam). И действительно, благоразумие принадлежит человеческому разуму (rationis), мужество заключает в себе некоторую силу стойкости и презрение к смерти; умеренность, благодаря узам священной любви и созерцанию небесных таинств, презирает чувственные удовольствия; справедливость же, как бы стоящая на каком-то возвышенном месте, все видит и все исследует; она рождена скорее для других, чем для самой себя; она имеет в виду не столько свои выгоды, сколько общественные преуспеяния. И душа, упражняющаяся в справедливости, вполне заслуженно изображается в виде орла, потому что она, избегая всего земного и всецело возвышаясь и стремясь к небесной тайне, ценою правды достигает славного воскресения. Поэтому и сказано ей: «Обновится подобно орлу юность твоя» (Псал. 102, 5)
По аналогии можно понять что в несовершенном человеке энергия умеренность (temperantia) это чувственные желания (libido) , энергия мужества как бесстрашия перед смертью (fortitudinem) выглядит как Mortido.
Благоразумие (prudentiam) в не совершенном человеке становится желанием позновать , мыслить , понимать (Ratus).
Четвёртая психическая энергия Alius (другой , иной , не такой как все) руководит в человеке желания оторвался от обыденности , если Ratus руководит желаниями мыслить рационально , то Alius руководит желаниями мыслить возвышенно , мистически .отстраннено от реальности. Так же эта энергия движет желанием человека думать не о себе, а о других .Желаниям творить не ради славы ,а для людей. Желание высказаться ,творить, фантазировать.
Человек есть воплощенное Слово. Он явился, чтоб сознать и сказать.
Ф. Достоевский. «Братья Карамазовы». Черновые наброски
В индуизме тоже можно встретить символику этих энергий в горманичном состояние :
Корова ( жертвенность , воздержание ) соответвует тельца , или в состоянии дисгормонии Libido.
Слон ( Ганеша , безстрашие) соответствует льву , в состоянии дисгормонии Mortido.
Змея ( мудрость) соответствует ангелу , в состоянии дисгормонии Ratus.
Парвати ( творческая сила ) соответствует орлу, в состоянии дисгормонии Alius.
Макс Люшер в своей работе ,,Четырёх цветный человек" пришёл к похожим выводом о психических энергиях на основании цветовых предпочтений и дал их в описании гармоничного состояния психики:
,,Красный цвет действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе, активизирующе. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе.
Напротив, темно-синий передает ощущение спокойствия и расслабленности. Он соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищенности (голубая накидка богоматери) и самоограничения.
Зеленый, цвета ели, даже если он скорее голубоватый или темный, вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Он соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения, самоуверенности.
Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости, широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием. Поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения."
Делаю вывод :
Красный - энергия libido (желания)
Синий- энергия mortido (само ограничения, мужества)
Зелёный - энергия ratus( мышления)
Жёлтый - энергия alius( свободы и самовыражения).