ЧАЭС перестала вырабатывать электроэнергию 15 декабря 2000 года, когда навсегда был остановлен третий энергоблок. 25 апреля 2001 года станция была реорганизована в Государственное специальное предприятие "Чернобыльская АЭС". С этого дня предприятие работает над снятием энергоблоков с эксплуатации, утилизацией радиоактивный отходов.
Ликвидаторы работают на фоне разрушенного блока ЧАЭС.
Костин Игорь Фёдорович (род. 1936) — фотокорреспондент украинского бюро Агентства печати «Новости», первый оказался в эпицентре Чернобыльской Зоны Отчуждения. Единственный из репортеров мира сделал снимки эпицентра взрыва. Получил свыше пяти предельно допустимых доз облучения, долго лечился в специальных клиниках лучевой патологии Москвы, Киева, Хиросимы.
Эта фотография была сделана в 16 часов, через 14 часов после катастрофы. Фото сделано из окна первого вертолета, облетевшего эпицентр катастрофы, для того, чтобы замерить уровень радиационного излучения. Взорвавшийся реактор кажется слегка затуманенным из-за высокого уровня радиации, радиацией объясняется и то, что снимок сделан через закрытое окно. Позднее, дозиметристы выяснили, что уровень радиационного фона равнялся 1500 р/в час, хотя счетчики, не рассчитанные на такой высокий уровень, показывали всего 500 рентген в час
Солдаты срочной службы в ненадежных защитных костюмах зачищают крышу третьего энергоблока.
Первый робот ликвидатор с дистанционным управлением СТР-1 принимает участие в очистке крыши ЧАЭС от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора. 1986 год, Припять.
Аэростат на фото применялся для освещения площадки 4 блока ЧАЭС в ночное время суток во время строительства объекта "Укрытие".
Упавший вертолет Ми-8 в Чернобыле машина потерпела крушение 2 октября 1986 года, когда экипаж занимался обработкой крыши блоков второй очереди ЧАЭС. Пилоты не заметили трос высотного крана из-за отсутствия на нем сигнального оборудования. На борту были три человека — Владимир Воробьев, Александр Юнгкинд и Николай Ганжук. Все они погибли. В Чернобыле им установили памятник.
Вертолёты летали для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. на вертолёты загружали клей ПВА (2.5 тонны), и заливали им крышу станции. Это нужно было для того, что бы хоть как-то остановить распространение радиоактивной пыли, потому что она была везде и её нельзя было собрать ничем, кроме как залить клеем. Когда клей застывал , его резали на большие рулоны и увозили на утилизацию.
Водружение флага - должно было свидетельствовать об окончании очистных работ на крыше. Следуя указаниям начальства и требованиям отметить окончание очистных работ на крышах энергоблоков, трое ликвидаторов должны были забраться на вершину вентиляционной трубы, стоящей над разрушенным реактором. Им пришлось пройти 78 метров вверх, по винтовой лестнице, постоянно ощущая опасность, исходящую из разрушенного энергоблока, и водрузить красный флаг.
Позднее, в 1989 году, знамя было снято с трубы и поделено на фрагменты, которые раздали ликвидаторам.
Демонтаж вентиляционной трубы второй очереди (ВТ-2) 2013 год.