В 1990х года произошла громкая сенсация - напротив Нижне-Архызского городища на склоне хребта Мыцешта был обнаружен Лик Христа. Исследователи полагают, что это самая древняя наскальная икона в России, относят Лик к X-XII вв. Паломники верят, что изображение имеет нерукотворное происхождение. Но так ли это на самом деле? Или в очередной раз достопримечательность раскрутили для привлечения туристов?
Давайте разбираться.
Исследователи отмечают, что данное изображение имеет сходство образа с иконой Спаса-Вседержителя в Синайском монастыре, что даёт повод считать изображение современником Аланской Епархии (X-XIIвв.).
Но учёные до сих пор не сошлись во мнении о том, когда и как был написан образ, поскольку факты весьма спорные.
Паломники считают, что лик нерукотворный, существует даже легенда - в скалу попала молния и откололся кусок скалы, а в разломе и появился Лик Христа. Изображение считают подарком небес. Очень сомнительный вариант событий, который не имеет никаких доказательств, поэтому о нерукотворности рассуждать не вижу смысла.
Начнём с живописи. Изображение на скале является темперным.
Темперой называется способ живописи, выполняемой красками, связующее которых состоит из натуральной или искусственной эмульсии. Слово темпера происходит от латинского глагола temperare — смешивать.
Темперную живопись практиковали до того, как изобрели масляные краски. А насчитывает этот способ живописи более трёх тысяч лет. Из этого был сделан вывод, что данное изображение мог сделать только человек, который знал рецепт приготовления темперных красок. В современности узнать рецепт не так сложно, не так ли?
Да и темперная краска на скале на открытом воздухе не смогла бы продержаться тысячелетие. На Мцеште лик Христа открыт ветровой эрозии, за такой долгий срок оно бы просто исчезло, не оставив после себя даже еле заметных линий.
Каноны написания икон.
Всем известно, что иконы пишут исключительно по канону, любой иконописец не имеет права вносить что-то от себя в свою работу. Изображение Христа сложилось ещё в середине VI века:
длинные, разделённые пробором, волосы, небольшие усы и короткая, иногда раздвоенная, борода, крестовый нимб вокруг головы.
Из этого факта сложно определить к какому временному отрезку относится данный лик Христа - так писали в VI веке, так пишут и сейчас.
Но из данного факта можно выцепить один интересный факт - нимб на изображение отсутствует. Быть может он стёрся, а быть может и вовсе не был нарисован. Иконописец явно творил по духовному порыву, не задумывался, что скажут о его трудах, он просто рисовал дорогие каждому верующему черты Христа. Как вывод - художник являлся истинным христианином.
Важная находка.
После того, как был обнаружен лик, в расселине скалы были найдены кисти в ветоши. Пигмент с кистей полностью совпадает с пигментом на лике Христа. Их состояние описали так:
окаменевшая щетина на почти целом дереве
Именно этот факт разбивает веру некоторых ученых и паломников о том, что изображению уже 10 веков. Необработанное дерево сгнило бы очень быстро. А вот с XIX века кисти обрабатывали раствором медного купороса или смесью борной соды и соли. Именно такая обработка смогла бы сохранить кисти в сухой скале 100-200 лет.
Некоторые исследователи пытаются критиковать данный факт, предполагая, что изображение могли просто подновлять. Но критику оспаривают, ведь как я писала выше, темперная краска на скале на открытом воздухе не смогла бы продержаться тысячелетие.
Исследования и история Кавказских земель.
Майор русской армии Потёмкин, итальянский архитектор И. Бернардации, братья Нарышкины осматривали храмы, делали их зарисовки, изучали Кавказ с археологической целью - никаких упоминаний о лике Христа в их записях не числится.
В 1886 году в этих местах возникла Александро-Невская Афонская мужская пустынь. Сюда пришли люди, которые знали, что такое икона, но опять же никаких зафиксированных свидетельствах о лике Христа нет. Пустынь существовала до 1918 года, обитель была уничтожена.
Первое упоминание о наскальной иконе было до войны - житель станицы Зеленчукской Иван Толопа утверждал, что видел лик своими глазами.
Следующее упоминание приходится на 1970 год - Сергей Тоцкий, Александр Дармилов, Сергей Ерофеев и Олег Лафишев сделали фото на фоне лика Христа (увы, данной фотографии в сети я найти не смогла).
Эти факты говорят о том, что изображение точно не могло появиться на протяжение последних лет.
Взяв за основу исторические факты, можно предположить, что изображение могло появиться с 1886 года по 1918 год. Быть может это был истинно верующий человек, который посещал монастырь до его уничтожения.
Стоит упомянуть, что в 1886 году в мужском монастыре всю осень проживал Дмитрий Струков - христианин, мастер живописи и иконописец. Он очищал вместе с монахами стены храмов от копоти костров и пыли, перерисовывал сохранившиеся фрагменты фресок, обнаружил знаменитую плиту с греческими буквами на аланском языке, написал копию с чудотворной иконы Божией Матери Гребнёвской, обследовал местность, обратил внимание на скальный склон с древними захоронениями в сотне метрах от скалы Лика.
Плюс в то время именно с площадки, где расположен Лик, был нарисован вид на монастырь тех лет. Данная работа без авторства, но есть ряд фактов, которые говорят о том, что именно Струков мог её написать. Быть может и Лик Христа его работа?
"Может быть, там и был какой-то образ, а Струков его просто дорисовал. Во всяком случае, это изображение создано не так давно", — утверждает в беседе с РИА Новости сотрудница Нижне-Архызского музея Валентина Трифонова.
Но многие исследователи и верующие закрывают глаза на данный ряд фактов, веря в то, что это самая древняя наскальная икона России. Но какой в этом смысл? Икона X-XII века или же XIX? Зачем приписывать месту столетия?
Я придерживаюсь мнения, что это относительно свежий наскальный рисунок, который сейчас активно пиарят рассказами о древности для привлечения туристов. Не верится мне, что данное изображение является древним, и тем более нерукотворным. Да и факты разбивают миф о древнем происхождение Лика Христа на склоне хребта Мыцешта. Поэтому больше я доверяю версии о том, что данное изображение появилось в XIX-XX веке.
Естественно, чем древнее, тем интереснее туристам. Быть может именно для туристов Лик Христа относят к далёкому прошлому. Не случайно сейчас внизу скалы расположен самый дорогой рынок сувениров.