В школе задали составить герб семьи. Что делать?

5,7K прочитали
В последнее время в начальной школе появилась новая "фишка" - озадачивание  и без того загруженных школьников творческим проектом  - сочинением герба для своей семьи.
В последнее время в начальной школе появилась новая "фишка" - озадачивание и без того загруженных школьников творческим проектом - сочинением герба для своей семьи. Понятно, что большая часть головной боли после получения юным дарованием такого задания достается родителям. Сразу же возникает масса вопросов: что еще за герб, как все это делать, что должно получиться в итоге. Рассказываем и даем конкретные советы.

Во-первых. Сразу откажитесь от попыток изучать основы геральдики, тонкости символизма различных фигур и т.п. Не для этого выдавалось задание. Никто не собирается делать из ваших детей профессионалов-геральдистов. Скажу больше - составленный по всем правилам геральдики герб, выполненный профессиональным художником, скорее всего не будет должным образом оценен школьным учителем.

Потому что цель у этого задания другая. Точнее, цели другие:

  • вкратце показать, что такое герб как общественное явление, с которым школьнику в дальнейшем придется неоднократно сталкиваться в жизни
  • показать "на пальцах", что некоторые факты и идеи можно выразить условно, символами
  • дать школьнику почувствовать себя частью семьи, возможно даже дать повод гордиться собственными близкими родственниками

Исходя из целей и нужно сочинять герб. Из всех многообразных правил геральдики нам понадобятся только три:

  • основа герба - рыцарский щит, на котором изображаются различные символы
  • щит может быть разделен на несколько полей
  • окраска полей должна быть контрастной, т.е. желтый и белый цвета не должны соседствовать в одном поле; на желтом или белом полях возможно изображать фигуры любых других цветов, и наоборот, на полях любых цветов фигуры должны быть желтыми или белыми.

Начинаем. Берем щит. Форма его может быть любой. Тут как раз самое место проявить творчество самому школьнику.

Если у вас уникальная семья, где, например, несколько поколений, знаменитые виолончелисты, или шахматные гроссмейстеры, то можете выбрать единый символ семьи в виде виолончели и шахматной фигуры... Но скорее всего вы не уникальны. Тогда проще всего разделить щит на части и "привязываем" эти части к количеству членов семьи. Например: центральное поле - сам ребенок, левое и правое поля - соответственно папа и мама. Либо внешние четыре поля родители и бабушки с дедушками, а средние поля - дети. Либо в центре поле с общим символом семьи, а по сторонам отдельные поля для каждого поколения. Например, вот так:

Различные варианты деления щита и распределения его частей между членами семьи.
Различные варианты деления щита и распределения его частей между членами семьи.

Теперь займемся заполнением этих полей. Если фамилия семьи имеет в основе наименование предмета или животного, то вполне можно сделать этот предмет общим символом семьи и поместить его в центральный щиток. Например, Карповы - смело берем карпа; Львовы - берем львиную морду, Красновы - берем чисто красный щиток и т.п. Если никаких хороших мыслей при упоминании фамилии в голову не приходит, просто пропускаем этот этап и идем дальше.

Затем раздаем поля щита различным членам семьи: здесь можно дать волю фантазии и попытаться найти для каждого члена семьи (из тех, что решили отразить в гербе) особый профессиональный символ. Например,

  • мама-бухгалтер - пусть в её поле будут счеты, или толстая книга, или золотые монетки
  • папа-токарь - шестеренка, папа-летчик - крыло или парящая птица (ну или, наконец, самолет; это не приветствуется классической геральдикой, но мы уже разобрались, что она нам в данном случае не указ).

Пример составления герба для условной семьи с фамилией "Васильевы". В центре - цветок василёк как общий знак семьи.  В полях отдельные эмблемы папы, мамы и двух детей.
Пример составления герба для условной семьи с фамилией "Васильевы". В центре - цветок василёк как общий знак семьи. В полях отдельные эмблемы папы, мамы и двух детей.
  • дедушка служил охранником в военкомате - рисуйте золотую звезду и автомат, бабушка работала на ткацкой фабрике - рисуйте челнок.

Главное, чтобы ваш ребенок смог по этим картинкам понять, что тот или иной предмет символизирует вполне определенного родственника.

Не хочется афишировать свою профессию (может быть вы ищете более престижную и высокооплачиваемую работу и не хотите "фиксировать" в гербе то, что сейчас временно подрабатываете уборщиком) - тогда, отразите хобби, спортивные увлечения, детали биографии, службу в армии в молодости и т.п.

Еще один пример школьного герба семьи.
Еще один пример школьного герба семьи.

Наконец, то же самое нужно сделать и для поля, символизирующего самого ребенка. Чем он занимается и интересуется? Играет в хоккей - рисуйте клюшку; ходит на каратэ - рисуйте кимоно с поясом, мечтает о путешествиях - глобус и др.

Теперь раскрашиваем поля. Помним про правило, что белый (серебро) и желтый (золото) цвета не желательно накладывать один на другой. Это одно из базовых правил геральдики. Впрочем, оно очевидно: получится слишком блекло и неконтрастно.

Ну и напоследок придумайте какой-нибудь красивый девиз, характеризующий вашу семью, который приведет в восторг классного руководителя. Например: "Один за всех и все за одного", "Прошлое, настоящее и будущее", "Через тернии к звёздам!" и напишите его на ленточке под щитом.

Пример герба с девизом
Пример герба с девизом

Всё! Герб готов!

Но радоваться еще рано. Нужно составить текстовое описание, где разжевать, какой символ, что значит. Без этого все ваше творчество останется для всех загадкой.

Пишем примерно так:

"Герб семьи Ивановых состоит из пяти полей. В первой части на золотом поле изображен красный штурвал, так как наш папа долгое время работал штурманом на речном судне, во втором красном поле изображен глобус и книга, так как наша мама работает учителем географии в школе....." И так описываем все поля герба, а также девиз.

Вот теперь задача выполнена! Вперед за пятерками!