Люди, интересующиеся самарским краеведением, при осмотре старых домов всегда норовят найти в кладке кирпичи с клеймами. Это помогает в некоторых случаях датировать постройку, ну и вообще, аутентичные кирпичи как бы подтверждают, что перед нами не новодел, а вполне оригинальное строение. В этом плане особенно радует дом на бывшей усадьбе купеческой вдовы Натальи Кузьминичны Гуськовой (ул. Фрунзе, 128).
Кле́йма на нём не надо разыскивать, они как будто специально выставлены на обозрение. Вот южная стена.
Видны клейма кирпичного завода А. Д. Шигаева. Их тут две разновидности.
Они попадаются на разной высоте.
Теперь перейдем к главному фасаду.
Здесь клеймёных тычков просто до неприличия много.
В кладке левого крыла всё тот же А. Д. Шигаев.
Те же две разновидности.
Правое крыло не отстает от левого.
Сюда затесался даже один трудноопознаваемый кирпич с нечетким клеймом (слева у подоконника).
Особенно настораживает то, что при рассмотрении соседней постройки на бывшей усадьбе Гуськовой (ул. Фрунзе, 130) автору не удалось разглядеть ни одного клейма.
Более того: когда я поискал клейма на южной стене стоящего через дорогу знаменитого самарского Костёла, мой улов оказался на удивление скромным.
Всего несколько клеймёных тычков на всю огромную стену.
Это продукция заводов Сапункова…
…и Ильина.
А теперь давайте посмотрим, как выглядел первоначальный проект дома Н. К. Гуськовой.
Заметили разницу? Только не подумайте, что изменения внесены в ходе строительства. Еще в начале нынешнего века этот одноэтажный дом с мезонином в целом выглядел так же, как и был спроектирован.
А потом с домом что-то случилось. Поскольку в соответствии с российским законодательством объекты культурного наследия положено реставрировать, а не реконструировать, надо полагать, это была реставрация.
Но это была реставрация по-самарски. Здание обмерили во всех деталях, разобрали на кирпичи и строго по чертежам собрали заново. Правда, оно при этом словно бы поднялось из земли, получив снизу дополнительный этаж. Тем не менее, аутентичность этого новоявленного этажа подтверждается всё теми же клеймами.
Ну ладно, допустим, дом приподняли, и оригинальный подвал стал первым этажом. Но как же быть с пристроем, уходящим в глубину участка?
Благодаря ступенчатой форме это сооружение должно было стать незаметным и полностью скрыться за «исторической» частью здания. Только, как говорится, что-то пошло не так, оно не скрылось и осталось слишком заметным. Но под штукатуркой там наверняка найдется несколько кирпичей с клеймами, подтверждающими почтенный возраст постройки.
Однако самое смешное во всей этой истории – крыльцо. В первоначальном проекте оно было совсем маленькое, но по причине превращения первого этажа во второй его пришлось сильно увеличить.
И тут находчивые реставраторы тоже позаботились об аутентичности. Правда, шигаевские кирпичи к тому времени все закончились. Но зато где-то нашли неплохой экземпляр продукции заводов Летягина.
Так в Самаре образовался исторический объект, аутентичность которого превышает 100%. Ну где вы еще такое увидите!☺
Спасибо, что дочитали!
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, прогулки по улицам старой Самары: Чапаевской, Фрунзе и Куйбышева.
Ваш Андрей Макаров