Найти тему
Чадовед

Понимают ли дети своё хамство?

Оглавление

Чадо хамит, его ругают. Но всё повторяется снова и снова. Дети матерятся и считают это смешным или просто нормальным. Почему? Что с этим делать? Будем разбираться. Читайте дальше.

На собственных ошибках

До школы я, по рассказам родителей, материлась нещадно. В доме у нас ненормативная лексика не существовала никогда. Папа и мама обращались за помощью к педагогам. Зная меня и мою семью, им посоветовали не обращать внимания, пройдёт. С трудом, но они держались.

Мне помнится один момент. Подруги предлагают мне сказать слово.

– Зачем? – спрашиваю опасливо, смутно чувствуя подвох.

Они настаивают. В конце концов, сдаюсь и громко говорю… Девчонки заливаются смехом, а я не понимаю, в чём дело. Дома мне всё объяснили. Вероятно, к этому моменту я созрела для понимания.

С сестрой такой проблемы не было. В отличие от меня, она нутром чувствовала, что это плохо. Аналогичная ситуация возникла с хамством. Я не отличала его от жёсткого разговора. Вот ещё одна вспышка памяти.

У нас возник спор. Вдруг слышу резкое:

– Не хами!

И не собиралась… Не было ни грубых слов, ничего такого, что неприемлемо в разговоре со старшими. Но был недопустимый тон, обыкновенные слова складывались в таком порядке, что начинало звучать неуважение. А это уже хамство.

Среда обитания

Дети, даже самые хорошие, далеко не всегда чувствуют грань допустимого. Есть создания, у которых это понимание врождённое. Даже с молоком одной и той же матери это впитывается не у всех. Теперь я понимаю причину нашей разницы с сестрой в этом вопросе. Среда.

-2

Мои друзья были из таких же семей, как наша. Во всяком случае, других я не помню. Родители были разные, но воспитание похожее. Может именно потому связи с ними сохранены по сей день. У сестры тоже есть друзья с того возраста. Но, если я была обращена внутрь семьи, то она жила больше вне ее. Не папа с мамой держали меня – я сама залезла под стеклянный колпак.

Конечно, ребёнку нужна социализация. на работе я разговаривала с родителями, которые переводят детей на домашнее обучение, потому что одноклассники будут плохие. А в жизни их будут окружать только хорошие люди? Где они научатся общаться, где научатся противостоять негативу? По телевизору, в компьютере? Но там сквернословие, грубость, вызывающее поведение часто подаётся как веселье, бравада, даже некое геройство.

На кружках тоже подпирается публика из разных семей, но всё же избранная, заинтересованная в чём-то. Правда, и здесь возникают всякие ситуации.

Рычаги воздействия

Дополнительное образование – не школа. Здесь дети чувствуют, себя свободнее. И это правильно. Ведь это смена деятельности, т.е. отдых. А некоторая расслабленность вскрывает недостатки, провалы в воспитании. Вот тут преподавателям и карты в руки.

У педагога дополнительного образования есть возможность воспользоваться ситуацией. Сыграть на сиюминутном интересе и обсудить промелькнувшую непечатную лексику или просто грубость.

– Ты понимаешь, что сейчас нахамил мне?

– Нет, – отвечает мальчик с искренним удивлением.

Я обращаюсь к группе:

– А вы поняли, в чём было хамство?

Стихийно завязывается бурное обсуждение. Дети сами делают выводы о допустимых и недопустимых формах общения, поведения. Я только чуть направила ход их мысли. Им ничего не было навязано. Они сами, своим умом пришли к правильным выводам. Значит, эти нормы поведения станут их достоянием, будут прияты как собственные.

-3

Аналогично и с матом. Услышав, я не скрываю своего возмущения, т.к. это грязь, а у нас территория добра и красоты. Потом говорю о происхождении мата, чтобы и дети поняли, почему это грязь. Чтобы им просто неловко было произносить такие слова.

Таким образом, главные рычаги воздействия:

  • личный пример – в матерящейся семье с грубыми отношениями и дети растут такими же;
  • социализация вместе с педагогической коррекцией;
  • объяснение границ допустимого с использованием ситуации;
  • объяснение причин недопустимости грубости, мата и т.д.;
  • понимание и коррекция причин возникшей проблемы, внимательное наблюдение за ребёнком.

Не буду хвастать, что такая методика действует на 100%, но всё же в большинстве случаев да. Все дети разные, и с каждым нужно говорить на его языке. Это касается и педагогов, и родителей. Мам и пап в первую очередь, ведь в любом случае они – главный авторитет для чада.

Как вы справляетесь с этой проблемой? Считаете ли вообще сквернословие и хамство проблемой? Подписывайтесь на мой канал и пишите в комментариях.