Или мотиватор детской эмпатии.
(Педагогическое пособие в виде театральной сценки для начальных классов)
Действующие лица:
Ведущий;
Девочка;
Чародейка;
Класс.
Условия проведения: Ребята всего класса рассчитываются на «первый-второй», запоминают сигналы к действию: один хлопок – инициатива; двойной хлопок – прекращение действия.
Сцена первая
К доске выходит ведущий
Ведущий: (учителю)
Не огорчаюсь, если люди не понимают меня. Огорчаюсь, если я не понимаю людей. Конфуций. (Склоняет голову, обращается к классу)
Как нас учат в каждом классе,
Мир возвышен, мир прекрасен:
Тишь, вода, зарницы, гром,
Лес, поля и лучик солнца,
Снег, что блещет серебром,
Школы тусклые оконца,
Люди все и всяк единый,
Самолеты и машины,
Трактора и поезда –
Все во всем везде всегда!
Стих – творение поэта…
Но сейчас я не об этом.
А о чем? Да о медали,
Об обратной стороне,
И о том, о чем молчали, -
Что сегодня не по мне.
Что не скажут эти стены,
Трижды пусть учитель строг!
Перемена и урок.
Наш рассказ о перемене.
Итак…
Ведущий уходит в сторону, один раз хлопает в ладоши. Класс начинает бесноваться, первые обижают вторых, вторые усердно терпят, но отпор не дают. Так продолжается полминуты. После чего звучит двойной хлопок. Класс замирает весь, кроме одной девочки.
Девочка: (поднимаясь из-за парты)
Ах, Боже мой! Что тут творится!
Зачем, зачем они все так?
Когда урок – серьезны лица,
Как перемена – кавардак!
Знать, перемена – показатель?
Уж не по силам это… Хватит!
Кричу, за голову берусь (закрывает лицо руками)
И лишь в душе немая грусть…
Чародейка: (появляясь как бы из ниоткуда)
Ах, не грусти, мое дитя,
В твоей досаде толку нету –
Глаза слезой помыть… Хотя,
Самоанализ – путь к просвету!
Просвет во тьме – желанный миг,
Чего не скажешь вон, про них?
Ведь верно?
Девочка: (поднимая голову, утирая слезы)
Ах, Боже мой! Но кто же вы?
Я отличила Вас по звуку!
Вы – не учитель наш?
Чародейка:
Увы!
Я – чародейка. Дай мне руку!
Девочка:
Зачем?
Чародейка:
Без связи нам висеть нельзя,
И только так ты все увидишь –
Чужую колкость и обиды,
Пути тернистого стезя.
Где сильный слабого прессует,
А слабого интересует
И опьяняет слово «месть»,
Так было, будет и так есть.
Не веришь?
Девочка:
Нет!
Чародейка:
Тогда, смотри!
Но выдержи все до поры! (сильнее сжимает руку)
Дарую тем большую силу,
Кому в удаче не светило!
Чародейка хлопает один раз и «вторые номера» начинают отвечать «первым». «Первые номера» перестают сопротивляться уже на третьей секунде. Верх берут вторые. Безобразие продолжается также полминуты. После чего слышится двойной хлопок, и класс снова замирает.
Чародейка:
Что скажешь, маленький «Конфуций»?
Девочка:
Какой кошмар! Какая жуть!
Охота лечь мне и уснуть,
И утром радостной проснуться!
И чтобы не было всего –
Ни их, ни класса, ничего!
Особенно, скажу, тебя!
Неужто можно так, губя,
Поссорить меж собой ребят,
Всех вместе взятых?
Чародейка:
Вот те нате!
Дитя мое, твоя немилость
Меня не тронет, как и их!
Не будут в головах пустых
Царить добро и справедливость.
Когда за силой скрытый страх,
Тогда выходит кавардак!
И в том тебе я поклянусь!
Пред слабым сильный – просто трус,
А слабый, груз обид тая,
Ни слова и не полуслова,
Припомнить в спину лишь готовый,
Опасен, скрытен, как змея.
И нету дружбы здесь ни в ком!
На чем же держится ваш дом?
Сил больше дам им в сотни раз,
Чтоб провалился весь ваш класс!
Чародейка готовится хлопать в ладоши
Девочка:
Постой же, ведьма! Классу цену
Не знала я до этих пор,
Давай заключим договор!
Вернувшись в нашу перемену,
Должна поведать буду я
Историю про чародейку.
Тогда увидишь, о, злодейка,
Весь класс прогонит вмиг тебя!
Ведь все мы в классе - как семья.
А коли не сплотятся все,
Тогда делам твоим успех!
Ну, что, задачка нелегка?
Чародейка:
Ну, что же, ладно. По рукам!
Чародейка отпускает руку девочки. Ведущий хлопает один раз в ладоши. Класс оживает, как бы ни в чем не бывало продолжая бесноваться. Девочка обращается к одноклассникам.
Девочка: Ребята, так случилось, но раз уж мы все учимся в одном классе, то и дышим одним воздухом! А значит то, что знаю я, теперь знаете и вы! И в этом мы сильны! Давайте станем дружны, как никогда раньше и пронесем нашу дружбу до последнего звонка, чтобы никакая чародейка, ни кикимора, ни баба Яга не смогли разрушить наш класс! Давайте?
Класс: (однозначно) Дааааа!!!
Девочка: А теперь, Чародейка, поди прочь из класса! Все вместе!
Класс: Поди прочь! Поди прочь! Поди прочь!
И Чародейка исчезает.
Ведущий: Ну, что ж, ребята, впереди нас ждет еще много-много всего. Уроки, контрольные, экзамены… Но эту классную работу вы сегодня выполнили на отлично!
На этом сценка заканчивается. Аплодисменты.