Сейчас ругают учителей все, кому хочется хоть на кого-нибудь поругаться. Почему такое стало возможно? На первый взгляд ответ лежит на поверхности. Учителя ничему не учат, всё переложили на родителей, просто "читают" материал и "несправедливо" занижают оценки. Есть в этих претензиях доля правды. Но давайте подумаем, а чему могут научить современного школьника в несовременной школе? Только не надо говорить про ультрасовременные технологии в виде интерактивных досок в каждом классе, про электронные средства обучения, про новые форматы урока и т.д. Эти технологии уже можно записать в "отстающие".
Кому интересна химия по формулам учебника? Можно ли понять как выглядит кристаллическая решётка, не собрав её собственными руками? Кому нужна информатика, когда многие дети уже в началке пишут свои коды для игр и создают собственные сайты? Зачем в школе простаивают дорогущие станки без возможности на них учиться? Очень много "зачем" и "почему". А тем временем программа перегружена, качественных знаний нет, гонка за итогами ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, контрольные, проверочные, административные, районные, областные ... Я за неделю насчитала в 3 классе 11 работ. Что проверяли? Результаты для галочки?
В прошлом году захотела я курсы повышения квалификации пройти. Но именно за результат, а не за бумажку. Так мне в институте по этому самому повышению прямым текстом сказали, чтобы я время зря не тратила: интересных и актуальных программ нет, ведут курсы все, кто свободен в конкретный период, замещая друг друга, без профиля подготовки. Спасибо им большое! Нашла те курсы, где действительно есть толк, там я получила новые знания. Но это время и вложенные деньги. Есть ли такая роскошь у работающих учителей? Сильно я сомневаюсь.
Очень хочется коснуться темы литературы. Почему дети не любят читать? Можно свалить на то, что с ранних лет не приучают. Могу поспорить, что это малый процент "нечитающих". Современный мир слишком сильно изменился, чтобы произведения школьной литературы остались прежними. Не спорю, читают уже на уроках и про Гарри Поттера, и про Муми Троллей. Но к чтению классической литературы детей не готовят. Им не понятен язык тех произведений, которые составляют золотой фонд нашей культуры, на уроке не успевают глубоко обсудить предпосылки создания, связь с исторической эпохой, сравнить точки зрения разных авторов, затронуть детскую душу переживаниями. Частично в этом вина родителей. Ведь некоторые бегут к директору с вопросами, почему их дитятко заплаканное после прочтения учебника литературы, ведь это калечит детскую психику. Нет, это учит СОпереживать людям, бережно относиться к чувствам, помнить ужасы военного времени и многое другое, что пригодится им в жизни, чтобы не стать бездушными роботами.
Школьное образование всё дальше от реальности. Учителя обязаны выполнять программу и подводить те итоги, которые от них ждут. Если учитель идёт против системы, то обязательно найдётся повод от него избавиться. Тем более в последнее время это стало сделать проще простого: по жалобе родителей, по истинным показателям всё тех же проверок, по правилу "клиент всегда прав", т.е. прав ученик, срывающий урок, унижающий человеческое достоинство, не имеющий обязанностей. Учитель не смог справиться, значит он непрофессионал? А учитель просто человек, который становится на своей работе всё бесправнее.
Какая-то грустная статья получилась. Хотела просто написать о том, что школа безнадёжно отстала от жизни. А получилось о том, что виноватых нет, кроме учителя. Но и придём мы скоро к тому, что старшее поколение уйдёт, а новая волна учителей не захочет переступать порог того заведения, где ничему не научили. Ведь в универ они шли не за профессией, а за дипломом.
Спасибо, что дочитали.
С вами была я, автор канала А МНЕ НЕ ПОЗДНО, Светлана Василёк.
Подписывайтесь на канал, всегда рада конструктивному общению.