Найти тему
Шакко: об искусстве

Грустный камень: что старались не носить модницы 18 века

Украшения, которые носить было можно, но очень не хотелось.

Брошь с локоном волос, надпись "J.A.S. BATEMAN. ESQ OB 28. MAR 1758..." Британский музей
Брошь с локоном волос, надпись "J.A.S. BATEMAN. ESQ OB 28. MAR 1758..." Британский музей

Продолжаю свою ювелирную неделю, посвященную аметистам. Вчера мы говорили об украшениях эпохи Ренессанса и барокко.

Весь 17 век в своей летописи аметистов я пропускаю, он как бы к предыдущей эпохе барокко относится. На самом деле там происходили очень важные процессы: ювелиры учились как следует гранить камни, переходя от простых форм огранки к сложным, с максимальным количеством граней.  К началу 18 века все открытия в огранке, в принципе, были сделаны.

Аметисту это пошло очень на пользу.

Иеремия Позье. Букет для корсажа. 1740-е. Эрмитаж.
Иеремия Позье. Букет для корсажа. 1740-е. Эрмитаж.

В отличие от, скажем, изумрудов, я не нашла в 18 веке особо много повседневных драгоценностей с аметистами. Они могли использоваться для полихромных ансамблей, как в букете Позье, но особенной прелести в граненых аметистах пока никто не видел. Такие украшения, как эгрет из Брит. музея, пока редки.

Эгрет, 1726-1775, Италия, British museum
Эгрет, 1726-1775, Италия, British museum

Для 18 века (и части 19 века) есть однако одно очень важное исключение: траурные драгоценности. Именно в украшениях, выражающих скорбь по усопшему, граненые аметисты встречаются в эту эпоху очень часто.

Большинство примеров -- английские; не знаю, насколько это было справедливо для других стран.

Эта традиция, к счастью, вышедшая из моды, была связана с тем, что в период траура одежда была очень строго регламентирована. Украшений практически нельзя было носить, кроме максимально темных, типа черного оникса. Надо посмотреть, был ли оникс уже в 18 веке. Пишут (1), что разрешение носить в траур украшения из аметиста было связано с тем, что его фиолетовый цвет воспринимался как темный, максимально близкий к черному.

Кроме того, поскольку тяга к классицизму сохраняется, во 2-й пол. 18 века воскрешается ремесло резных гемм, в том числе из аметиста; в этот период инструменты становятся еще качественней, потом возникают мануфактуры, производство бижутерии идет на поток. Сюжеты этих камей, опять таки, часто античные, хотя встречаются и явно современные. Отличить их античных проще, чем ренессансные -- видна все-таки некая механистичность работы, чересчур острые грани (новыми-то инструментами).

Если рисунок вырезан на граненом аметисте -- это четкая подсказка, конечно, про позднее столетие.

Бюст философа. Резчик Ламберт. Англия, 18 век. Эрмитаж
Бюст философа. Резчик Ламберт. Англия, 18 век. Эрмитаж

Для более ранних вещей писать такие предостережения нет смысла, а вот когда мы говорим о предметах конца 18 века - то тут есть вероятность, что кому-то из нас такие предметы действительно могут попасть в руки на какой-нибудь барахолке или интернет-аукционе. Необходимо помнить, что эксперименты по имитации резных камей стеклянными пастами предпринимали еще римляне, а в 18 веке производство стеклянных "камей" уже поставлено на широкую ногу.

Наконец, еще одна крупная группа аметистовых предметов 18 века, она также связана с доступностью сырья (на рынке появились сибирские аметисты, в частности).

Табакерка в виде головы в тюрбане, сер. 18 века. Смитсониан
Табакерка в виде головы в тюрбане, сер. 18 века. Смитсониан

Особенно красивы такие коробочки (табакерки, мушечницы, бонбоньерки), которые обыгрывают натуральную фактуру камня.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.