Процедура заключения гражданского соглашения описывается в законе действиями: «акцепт» и «оферта». Эти понятия хорошо знакомы и понятны юристам, бухгалтерам, работникам банковской сферы. Однако, не лишним с ними будет разобраться и тем, кто постоянно участвует в сделках — предпринимателям, бизнесменам, руководящим лицам коммерческих организаций.
В этой статье подробно обсудим, что такое акцепт и оферта, как это работает на практике, а также поговорим о публичной оферте.
Оферта
Сделка в гражданском праве не появляется из воздуха. Сначала кто-то её должен предложить, а кто-то принять предложение. Вот это предложение вступить в соглашение и есть та самая оферта (от лат. offero — предложение).
Однако здесь не всё так просто. Не каждый призыв «давайте заключим договор» есть оферта. Предложение должно отвечать ряду условий, которые прописаны в законе, чтобы признаваться офертой:
· должен быть конкретный адресат, один или несколько (исключение: публичная оферта);
· из приглашения о вступлении в сделку должно усматриваться намерение оферента заключить договор с тем, к кому обращено предложение;
· инициатива должна содержать не только приглашение к сотрудничеству, но и основные (существенные) условия будущего соглашения (например, предмет, цена, срок и т.д.);
· нужно оговорить срок, в течение которого можно выразить согласие на оферту (желательно, но это не обязательное условие для признания приглашения вступить в договор офертой).
Важно! В течение срока, оговоренного для дачи согласия на предложения, оферту отменить нельзя. Это свойство называется «безотзывностью».
Таким образом, офертой мы называем не любое предложение о вступлении в договор, а только такое, которое содержит подробные условия о будущей сделке.
Публичная оферта
Ранее мы писали, что оферта предполагает наличие конкретных адресатов (одного или нескольких). Исключение — публичная оферта. В такой ситуации оферент нацелен на формирование целевой аудитории, расширении её пределов и увеличение продаж.
В рамках публичного предложения лицо предлагает свои услуги/товары неограниченному кругу лиц. Важно, чтобы такое предложение содержало:
· существенные (то есть важные с точки зрения закона) условия сделки, в ином случае это будет не оферта, а реклама;
· одинаковые условия реализации предложения для всех, кто обратится;
· намерение вступить в отношения с каждым, кто обратится по оферте.
Самый распространённый пример применения публичной оферты — потребительские отношения: услуги сотовой связи, розничная купля-продажа, предложения интернет-провайдеров, салонов красоты, фитнес-центров и др.
Важно! Если оферент в рамках публичной оферты откажет потребителю в заключении договора без каких-либо объективных оснований, он понесёт гражданскую ответственность в виде возмещения убытков несостоявшемуся покупателю. Также последний может пожаловаться на оферента в суд и понудить заключить с ним договор.
Акцепт
На любое предложение требуется ответ. Он может быть положительным или отрицательным. Согласие на оферту называют акцептом (от лат. acceptus — принятие).
Однако, как не любое предложение — оферта, так не любое согласие — акцепт. К примеру, если контрагент говорит: «Мы согласны заключить договор на ваших условиях» — это акцепт. А если следует ответ: «Мы согласны на ваше предложение, НО сначала нужно договориться об иной цене или других сроках», — это уже не акцепт.
Согласие на предложение должно быть без каких-либо оговорок и исключений. Любое изменение условий — это, по сути, новое предложение. Потому во втором примере предполагаемый акцептант предложил новую оферту.
Ещё одно важное условие, касающееся принятия оферты: акцепт должен быть сделан своевременно:
· в определенный оферентом срок для согласия;
· в срок, установленный законодательством;
· в разумный срок, «необходимый и достаточный» для принятия оферты (когда закон «молчит» и оферент не установил ограничений по времени для акцепта);
· немедленно после предложения для устной оферты.
Форма оферты и акцепта
Что такое оферта и акцепт в теории понятно. Но как они объективируется на практике? Об этом законодатель прямо не написал, поэтому ситуацию исправил Пленум Верховного Суда РФ в своём Постановлении 2018 года.
- Оферта. Письменное или устное предложение с освещением достаточных условий будущей сделки, демонстрирующее намерение заключить договор с адресатом. Причём условия можно оговорить не только, написав об этом прямо, но и сославшись на прошлую практику взаимоотношений, предварительный/рамочный договор, примерные условия или договоренности, достигнутые в рамках переговоров.
2. Акцепт. Допускается выражение в письменном или устном виде. В данном случае поговорка: «молчание — знак согласие» не действует. По общему правилу молчание на оферту нельзя считать акцептом. Однако, другая народная мудрость: «меньше слов, больше дела» — вполне рабочая. Если лицо в ответ на оферту начинает выполнять условия предложения (к примеру, отправляет товар, переводит оплату), значит, акцепт состоялся.
***
Итак, мы детально рассмотрели понятие и существо таких правовых конструкций, как оферта и акцепт. По своей сути оферта и принятие её акцептом — это один из вариантов заключения договора в гражданском праве, в котором оферент предлагает свои условия, а акцептант безоговорочно на них соглашается.
Для предпринимателей участие в сделках — привычное дело. Поэтому теперь, вступая в договорные отношения, вы сможете распознать в своих действиях акцепт или оферту, проанализировать их с точки зрения закона и понять, всё ли вы делаете правильно.
Сделайте свой бизнес безопасным и процветающим!
С уважением, Компания "Бизнес Прогресс"
телефон 8-499-346-87-90
почта biz.pro3@mail.ru