Найти тему
Африканское мнение

Моджахеды народа. часть 1.

Когда в XXI веке говорят о левом движении, редко имеют в виду ортодоксальных марксистов, а уж тем более такую экзотическую их ветвь как исламских социалистов. Сегодня в моде «Антифа», анархисты и ЛГБТ. На Ближнем востоке они ассоциируются прежде всего с курдами. Вряд ли можно найти анархистский журнал, в котором бы не было статьи о героической борьбе прогрессивных курдов с гидрой мировой контрреволюции. Однако курды вовсе не единственные, кто в этих краях ведет битву за социализм.

Два года как отгремели протесты в Иране. На несколько дней отключали все средства связи. Пару раз доходило до перестрелок между протестующими и полицейскими. Участие в этой истории шахской семьи или коммунистической партии Ирана ожидаемо и не вызывает удивления. То же можно сказать и об обвинениях в организации беспорядков, выдвинутых Исламской Республикой в адрес США, Израиля и Саудовской Аравии. Интерес вызывает тот факт, что Мохаммад Аль Джафари, командующий КСИР, назвал главными исполнителями коварных американских планов «Организацию моджахедов иранского народа», на фарси – «Моджахедин-э Халк», буквально – «Моджахеды народа».

Эмблема "Моджахедин-э Хальк". Звезда, винтовка и серп над окрашенной в красное картой Ирана, вполне прозрачно говорят о идеях организации.
Эмблема "Моджахедин-э Хальк". Звезда, винтовка и серп над окрашенной в красное картой Ирана, вполне прозрачно говорят о идеях организации.

Сегодня термин «моджахед» упоминается по большей части в связи с салафитами. При упоминании «борцов за священное дело», а именно так переводится термин «моджахед» на русский язык, в сознании сразу предстают образы бородатых людей в чалмах и камуфляже, нападающих на американские конвои в Ираке или российские блокпосты в Дагестане. Но в случае с «Моджахедами народа» речь идет вовсе не о религиозных фанатиках. Перед нами одна из самых старых и непримиримых левых группировок Ближнего Востока. О деятельности ОМИР сложно найти информацию. Они редко попадают в заголовки СМИ, но в тех случаях, когда это все таки случается, можно примерно судить о настоящих масштабах группировки.

Для начала обратимся к истории и перенесемся в 1960-ые годы, – время, когда складывался нынешний политический ландшафт Машрика и Ирана. В 1965 году группа студентов Тегеранского университета организовала леворадикальное движение Моджахедин-э Хальк. Примечательно тут два факта. Первый – Тегеранский университет. Это учебное заведение можно найти в биографиях множества деятелей Исламской революции. В те же годы там учились, например, Мохаммад Бехешти – основатель иранской судебной системы, Абольхасан Банисадр — первый президент Ирана и многие другие светские деятели исламской революции. Второй – «Моджахеды Народа» формировались внутри Ирана. Исламисты как организованная сила, напротив, складывались в Европе, среди беженцев.

В современной литературе, посвященной революции 1979-года, основное место занимает фигура Рухоллы Хомейни. Именно с его именем принято связывать ключевые события борьбы с шахским режимом. Хроника революции сводится к упоминанию самого факта протестов, ввода военного положения в августе 1978-го, демонстраций, прошедших в Тегеране 8 сентября и 2 декабря, и всеобщей забастовке в октябре. Городская герилья социалистов против шахского правительства, шедшая более десяти лет, в лучшем случае только упоминается. Апофеозом революции считается 1 февраля — день возвращения первого высшего руководителя Ирана из Франции. События, произошедшие после исторической речи на кладбище в Куме («Разве имеют право наши отцы, или люди жившие до нас за сто лет, определять нашу судьбу?») сводятся к вооруженной борьбе между радикальными «хомейнистами» и сторонниками премьер-министра Шапура Бахтияра, пытавшегося достичь компромисса и сформировать правительство национального согласия. И это неудивительно. Формирующаяся в те дни «Исламская республиканская партия» практически сразу начала зачищать политическое поле от вчерашних союзников из числа левых.

Вернувшийся из Франции Хомейни выступает перед сторонниками.
Вернувшийся из Франции Хомейни выступает перед сторонниками.

Сразу после победы над Бахтияром и реакционно настроенными военными. «Моджахедин-э Хальк» попытались войти в революционное правительство. Массуд Раджави, лидер организации, даже выдвинул свою кандидатуру в президенты. Однако по личному указанию имама Хомейни радикальные левые были сняты с выборов. В начале 1981 года организация была запрещена в Иране и перешла в подполье. В это же время обостряется конфликт между рахбаром и президентом, уже упоминавшимся Абольхасаном Банисадром.

Абольхасаном Банисадр, первый президент Ирана. До революции один из приближенных советников Хомейни. Пробыл в должности 17 месяцев, после чего был подвергнут импичменту и бежал в Ирак вместе с лидером "Моджахедов Народа" Массудом Раджави.
Абольхасаном Банисадр, первый президент Ирана. До революции один из приближенных советников Хомейни. Пробыл в должности 17 месяцев, после чего был подвергнут импичменту и бежал в Ирак вместе с лидером "Моджахедов Народа" Массудом Раджави.

Здесь нужно сделать отступление и пояснить, как устроена власть в Исламской Республике Иран. Рахбар (верховный руководитель) является номинальным главой государства, но не формирует правительство и практически не участвует напрямую в политической жизни страны. Фактически перед нами пример теократического монарха, большая часть функций которого — следить за тем, чтобы общее развитие государства не шло вразрез с идеалами революции. Президент же избирается всеобщим голосованием и осуществляет непосредственное управление страной. На стороне рахбара — духовенство и политическая полиция. За президентом – поддержка избравшего его народа и правительсво. Такая странная форма двоевластия, согласно изначальному замыслу, гарантирует невозможность установления диктатуры светских элит или духовенства. Но в те годы система только складывалась, а авторитет Хомейни давал ему почти неограниченную власть.

20 июня 1981 года «Организация моджахедов иранского народа» организует массовые выступления против Исламской республиканской партии. За несколько дней до этого, исламисты попытались арестовать Массуда Раджави и других лидеров «Моджахедов», но не смогли их найти. В Тегеране, Исфахане, Ширазе, Бендер-Абассе и других крупных городах Ирана проходят демонстрации. Протестующие обвиняют исламистов в попытке государственного переворота. В ответ правительство принимает жесткие меры. Только в столкновениях у Тегеранского университета шестнадцать протестующих было убито, около ста ранено и более тысячи — задержано. Множество сторонников левых идей подвергается пыткам и помещается в тюрьмы. «Моджахеды Народа» в ответ переходят к открытой войне с Исламской Республикой, продолжающейся по сей день.