303 подписчика

Профессор Фред Гейдж о главном способе восстановления нейронов, или Как улучшить здоровье мозга в любом возрасте

407 прочитали
Миллионы нейронов умирают в течение нашей жизни.

Миллионы нейронов умирают в течение нашей жизни. Раньше считалось, что такой сложный, специализированный орган как мозг не имеет способности (в отличие, например, от печени) создавать новую ткань с помощью стволовых клеток. Их просто не могли там найти. Однако в 1998 году Фред Гейдж, президент Института биологических исследований Солка и профессор Адлерской лаборатории генетики в Институте Солка, Калифорния, наконец-то, обнаружил стволовые клетки в гиппокампе.

Эти клетки были названы «нейрональными». В процессе деления они могут дифференцироваться: становятся либо нейронами, либо глиальными клетками, то есть клетками, которые помогают нейронам выжить. Но такая специализация происходит не всегда: иногда стволовые клетки просто делятся, причем делают это бесконечно и совершенно не стареют, поэтому их называют вечно юными. Процесс восстановления мозга (появление новых нейронов) получил название «нейрогенез», и продолжается он всю нашу жизнь.

Два способа повысить производство нейрональных стволовых клеток

Фред Гейдж и его коллеги решили выяснить, как повысить производство нейрональных стволовых клеток. Ученые исследовали два варианта:

1. создание новых нейронов и

2. продление жизни уже существующих.

Работая с мышами, коллега Гейджа Генриетта ван Прааг обнаружила, что на рост новых нейронов в мозге мышек эффективно влияет «беличье» колесо. Число новых нейронов в гиппокампе удвоилось у тех мышей, кто месяц быстро ходил в этом колесе. Такая ходьба в течение длительного времени дает сигнал мозгу, что животное якобы «переместилось в незнакомую среду обитания». Когда такое действительно происходит в естественной среде, животное, чтобы выжить, приспосабливается, учится новому. Новая среда приводит в действие нейрогенезис.

Теперь несколько слов о втором способе. Команда Гейджа выявила, что жизнь нейронов удлинялась, когда мыши обучались использовать разные игрушки, мячи и трубы. Это говорит о том, что обучение, даже в нестимулирующей среде, повышает срок жизни нейронов.

Главная причина того, что системы нашего мозга разрушаются в том, что мозг не получает должной тренировки.

«В детстве мы проходим период интенсивного обучения. Каждый день приносит что-то новое. Затем, начав трудовую деятельность, мы активно учимся и приобретаем новые навыки и способности. Продвигаясь все дальше и дальше по жизни, мы действуем как пользователи тех навыков и способностей, которые освоили» (из книги Нормана Дойджа «Пластичность мозга»).

Проблема в том, что, когда мы становимся взрослыми, нам совсем не хочется напрягаться, чтобы учиться чему-то новому. Мы редко пытаемся освоить новую сферу знаний. А зря, потому что из-за этого мозг стареет. Представьте, что к 80 годам системы мозга, отвечающие за его пластичность, не используются уже лет 60-50. Огромный срок! Чтобы этого не случилось и мозг продолжал жить, важно на протяжении всей жизни учиться чему-то новому, что требует усилий и концентрации. Да, это не просто, но по-другому никак.

Виктория Шилкина, клинический психолог, эксперт по обучению взрослых