Друзья, недавно по пути в Тарусу (об этом прекрасном городке расскажу в отдельной статье) заехали в Боровск и зашли в Пафнутьево-Боровский монастырь. Об этом удивительном месте хочу сегодня рассказать.
Монастырь находится в каких-нибудь 100 км к югу от Москвы, и ехать туда удобнее всего по Киевскому шоссе. Но сейчас на Киевском шоссе идут работы по расширению дороги и там часто просто мертвые пробки. Поэтому еще один вариант - доехать по Калужскому или Варшавскому шоссе с небольшим «доездом» по дороге А-108, идущей от Серпухова до Рузы.
(Листай галерею)
Монастырь находится на окраине Боровска. Если едете из Москвы, то, не доезжая пары километров до города, надо свернуть налево по указателю «Свято-Пафнутьев Боровский монастырь». Через несколько сот метров слева обнаружите заасфальтированную стоянку, а справа будут возвышаться белокаменные стены самого монастыря. Вы на месте.
Монастырь был основан в преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году.
Первоначальные строения, воздвигнутые при Пафнутии (сначала деревянная церковь, а потом и белокаменная), не сохранились. А Рождественский пятиглавый собор, который вы сегодня видите в центре монастыря, был построен по воле царя Федора Иоанновича только в конце 16 века. Царь с царицей Ириной объездили с богомольем все самые титулованные монастыри в окрестностях первопрестольной с молитвой о даровании им наследника. И вот после посещения Пафнутьево-Боровского монастыря царица наконец смогла родить сына. В благодарность за это чудо царь приказал разобрать старую Рождественскую церковь и на ее месте построить большой просторный собор.
Интересно, что в кладке фундамента этого собора были использованы блоки почти полностью разобранного предыдущего собора, в росписи стен которого принимал участие сам великий Дионисий, приглашенный Пафнутием. Несколько столетий считалось, что эта практически первая работа Дионисия безвозвратно утрачена. И вот уже совсем недавно, в середине 20 века, когда от варварской эксплуатации собора в качестве гаража для тяжелой сельскохозяйственной техники (да-да, именно так использовался монастырь во времена советской власти) купол собора рухнул вниз, то при разборе образовавшегося завала были обнаружены блоки фундамента с сохранившимися фрагментами росписи Дионисия. Целых 194 белокаменных блока, а среди них 24 фрагмента росписи Дионисия и его артели.
Сегодня эти фрагменты находятся в Музее Андрея Рублева в Москве, а часть небольших фрагментов можно увидеть в музее самого Боровского монастыря.
В конце 16 - начале 17 века вокруг монастыря возвели мощные крепостные стены, превратив обитель, как это водилось на Руси, в крепость, которая должна была охранять дальние подступы к Москве с юга.
И очень скоро монастырю пришлось выполнить свою «военную» миссию.
Во времена Смуты в 1610 году монастырь был осажден войсками Лжедмитрия II. Оборонял монастырь с гарнизоном в 900 московских стрельцов (их прислал из Москвы царь Василий Шуйский) князь Михаил Волконский. После 10-дневной осады благодаря предателям, находившимся внутри крепости и открывшим полякам ворота Тайницкой башни, противник ворвался внутрь и учинил расправу. Все защитники крепости, включая князя и игумена монастыря были перебиты.
Этот драматический эпизод изображен на картине художника В.Демидова.
На картине изображен заключительный эпизод штурма монастыря, когда сеча развернулась в самом Рождественском храме и князь Волконский отчаянно пытается защитить раку с мощами преподобного Пафнутия.
После погрома, учиненного войсками самозванца в Пафнутьевом монастыре, в самом Боровске не осталось ни одного семейства, в котором кто-либо не погиб в этом сражении. Историки сегодня могут изучать сохранившиеся Писцовые книги Боровска за 1621 год. Так там против многих фамилий так и значится: «Убит ляхами в Пафнутьевом монастыре».
В 1613 году после окончания Смуты игумен Свято-Пафнутьева монастыря Иона участвовал в Земском соборе и был одним из тех, кто подписал грамоту об избрании на царство Михаила Романова.
До 2-ой половины 17 века Боровский монастырь был процветающей обителью и играл очень важную роль в жизни русской православной церкви. Он был тесно связан со многими боярскими родами, получал от боярских семей богатые вклады в виде земель и подношений. Монастырь был семейной усыпальницей князей Репниных-Оболенских. Игумен монастыря Павел в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Но «победил» и стал патриархом Никон. А вот Павел и некоторые другие насельники монастыря отказались принять реформы нового патриарха и стали на сторону ревнителей старого благочестия – старообрядцев. В результате поплатились за свои убеждения – были казнены.
Здесь же в стенах монастыря некоторое время в подземелье содержался в цепях и самый яростный противник Никона, протопоп Аввакум. (Позже его перевезли отсюда в Пустозерск, где после 14 лет пребывания в земляной тюрьме он был в конце концов казнен вместе со своими приверженцами.)
Некоторое время монастырь был и местом заточения сестер-староверок, активных соратниц протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и княжны Урусовой. Позже они были уморены голодом недалеко отсюда, в Боровском городском остроге. Это та самая боярыня Морозова, которая изображена на знаменитой картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова», на которой изображен эпизод отправки по приказу царя непокорной аристократки Феодосии Морозовой в ссылку в Боровск. Боярыня высоко над головой держит два пальца, «двоеперстие» - символ старообрядческой веры в противовес никоновскому «троеперстию».
За сопротивление никоновским реформам Боровский Пафнутиев монастырь жестоко поплатился. У него были отобраны почти все монастырские земли и он пришел в упадок. Из более 300 насельников здесь к середине 18 века осталось не более 30 монахов и послушников.
Еще раз монастырь был полностью разорен при отступлении Наполеона в 1812. Французы обдирали и грузили в свой обоз драгоценные оклады икон и серебряную церковную утварь. Но что обиднее всего – была сожжена драгоценная библиотека монастыря, которая, как говорят, не уступала знаменитой «библиотеке Ивана Грозного».
После Революции монастырь постигла судьба большинства православных обителей – он был закрыт, братия распущена, а в нем была размещена колония для несовершеннолетних, а позже сельхозтехникум и гараж.
Монастырь был передан православной церкви и вновь открыт в 1991 году.
Рождественский собор был отреставрирован и получил новый четырехъярусный иконостас.
Иконы Богоматери в Рождественском храме очень почитаются прихожанами. Я вот раньше никогда не видела (а, может быть, просто не обращала внимания), чтобы иконы украшались подношениями от верующих. Здесь в храме это выглядит вот так:
А вот еще другая икона Богоматери в этом храме:
Просто почти вся поверхность иконы до самых ликов завешена украшениями прихожан.
Вот как это выглядит с близкого расстояния:
Еще я всем очень рекомендую посетить Музей Пафнутьево-Боровского монастыря, расположенный прямо возле Рождественского собора на первом этаже здания колокольни.
Здесь множество интересных экспонатов и очень увлеченные историей этого места экскурсоводы. Получите большое удовольствие и узнаете кучу интересных фактов.
В общем, очень советую посетить Боровский монастырь, так тесно связанный с драматическими эпизодами нашей российской истории.
Еще на этом канале можно прочесть статью про прекрасный город Боровск, на окраине которого и находится Пафнутьево-Боровский монастырь.
Если было интересно и полезно – ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал
Любите самостоятельные путешествия? Тогда приглашаю вас на свой канал - здесь много других рассказов про интересные путешествия по России, Греции, Италии, Франции и другим странам Восточной и Центральной Европы.