Костёр. Как много скрыто в этом коротком слове! Проживая своё детство в деревне, мне удалось повидать очень много костров – больших и очень больших, маленьких детских костерочков и разлапистых дымных куч. Запах древесного дыма, как и многие другие ароматы, возвращают из полёта мысли в момент «здесь и сейчас», а что ещё нужно для счастья? Просто быть в моменте, ощущать себя частью целого и непостижимого.
В деревне дым - это традиционный аромат межсезонья. По весне горит старая трава и листья, собранные на апрельско-майском субботнике, а по осени люди сжигают сухую ботву от выкопанного картофеля. В штиль деревня наполняется витающей над домами дымкой, и это совсем не противно. Напротив, запах рассеянного дыма отлично сочетается с тем воздухом, который есть на лоне природы. Даже будучи очень маленькой девочкой, я подсознательно понимала, что в этом ритуале костров есть некое единение людей, когда каждый делает то, что необходимо и плавно вливается в общий поток согласованных действий, тем самым создавая традицию местности.
Осенний сбор урожая картофеля непременно заканчивался костром и, конечно, запеканием в нём свежих клубней. Костёр был словно вишенка на торте в честь праздника совместного труда. Наступал невероятно радостный момент для ребятни, ведь больше не нужно тяпать, окучивать и собирать мерзких личинок колорадских жуков! Наконец-то можно бегать по огромному полю, швыряться мелкими картошками, оставшимися после копки, прыгать и валяться на кучах ботвы, и ещё много чего интересного делать, когда огорода нет!
Родни на уборку поля собиралось много. К бабушке с дедушкой съезжались все мои дяди, тёти и кузены: 10 человек + 10 соток земли = 1 раскопанное поле в день. Самые огромные и странные по форме клубни откладывали в сторонку, чтобы по завершению оценить изюминку данного урожайного года. Неимоверно большие картофелины называли поросятами, деловито похлопывая по бокам и прикидывая в уме вес. Клубням причудливых форм придумывали образы и брали в школу на традиционную выставку поделок из природного материала.
И всё же, на мой особо рыжий взгляд, изюминкой урожайного года были не большие и кочевряжистые картошки, а то, ЧТОООО можно было найти в последней невскопанной лунке по соседству с семейкой паслёновых!
- Лена, иди-ка посмотри какой интересный урожай нынче вышел! – напутствует мне дедушка, отряхивая от комьев земли ботву крайнего куста.
Мама смотрит с добродушной хитрецой, дядя напевает «Алёёёнаааа, ну что там, показывай!». А я тем временем энергично разгребаю во все стороны немного прибалдевшие от неожиданности картошки, всё увеличивая кратер своих раскопок, и вдруг , о боги!… Земля дарует мне свёрток с шоколадками – тут и Сникерс, и Марс и все-все любимые редкие лакомства!
Вот оно счастье, прямо в этом моменте, такое простое и такое настоящее! Найти «клад» под кустом картофеля!
А вы думали закладки придумали наркоманы? Нет, их придумали мои родители (- далеко НЕ наркоманы, само собой!)
Так, из года в год мы с братьями и сёстрами искали шоколадки в последнем кусту. И находили их! …Пока окончательно не повзрослели. Но даже будучи малыми, мы знали: закапывает свёртки не Дед Мороз, из земли они не растут, а получаются результатом упорного труда! Не без помощи мамы, конечно, которая под покровом ночи идёт на поле с пакетом, завёрнутым в газету и, кстати говоря, очень надеется, как бы эту добычу не унюхали грызуны либо другие страждущие.
Из года в год по осени мы жгли костры и запекали в них свежесобранный картофель. Мы строили шалаши и вигвамы из шершавых стволов убранных с огорода подсолнухов, которые впоследствии, конечно, тоже превращались в костры, такие огромные и яркие, что казалось - это горит само лето.
Пожечь костёр за огородом или в лесу – это особый процесс, который абсолютно всеми воспринимался как некий отдых, первобытная радость при общении со стихией. Оно и верно: огонь поглощает всё лишнее и отжившее как на физическом, так и на ментальном плане. Средство медитации для тех, кто даже никогда не слышал о ней. То волшебное погружение взглядом, а затем и всем существом в пляшущие язычки пламени, освобождающее голову от мыслей, а душу от грусти.
Костры объединяют людей. На «пожечь костёр» собиралась вся семья, это всегда было весёлое и умиротворенное времяпрепровождение. Каждый вносил свою лепту в организацию этого процесса: одни собирали по лесу сухие ветки, другие ломали огромные сучки на более мелкие, кто-то строил костровище, а кто-то готовил пикник, раскладывая на скатёрке пирожки и нанизывая ломтики докторской колбасы на заострённые веточки. На костре обычный хлеб делался очень вкусным, неприглядные варёные яйца вдруг становились предметом добычи между собиранием веток и игрой в мяч. Аппетит на природе разгорался как само пламя!
А ещё у костра можно сесть в круг и петь песни, под гитару или даже без гитары, ведь как бы ни старался гитарист покорить публику своей игрой – а душа компании всё равно костёр! Центр притяжения людей и заблудших мотыльков… Да… Костёр удивительная вещь. Заметьте, когда люди собираются вокруг ночного костра, даже если это разношёрстная компания, или не компания вовсе, все как будто становятся равны. Кто был излишне разговорчив – утихает, кто был зажат – размякает от волшебного действия пламени. Не зря у стародавних народов стихия огня считалась чем-то божественным.
Города съели эту радость – в любой момент пойти и разжечь костёр, посидеть-помолчать, или попрыгать-попеть. От этого максимально возрастает стремление обнаружить себя лежащей где-нибудь на даче у печки, слушать потрескивание дров и отдалённое стрекотание ночных кузнечиков, наблюдать как сквозь щель в дверце темноту комнаты озаряет пляшущее пламя.
Лето далёкого 2010-го (но не такого далёкого, как моё детство) я вспоминаю как Лето Костров. Я и Джонни (а впоследствии — мой друг Женька) стали новыми лицами для одной славной компании друзей и оказались будто свежими «полешками», подброшенными в огонь. Он разгорелся с новой силой, практически перейдя в пляшущую весёлую вакханалию. Каждые выходные трёх сладких летних месяцев мы поводили близ воды, сжигая бесчисленное количество костров и проживая всем нутром бесчисленное количество прибауток, историй, ситуаций. Встречая рассветы и провожая закаты, мы совершали бесконечный «танец» вокруг огня, ведь он был смыслообразующим элементом, точкой отсчёта, с которой начиналось любое действо. Я вспоминаю это время с благоговением: мы были в дружбе со стихией, и она даровала нам сундучок истин, которые мы восхваляем по сей день.
Человек! Люби и почитай огонь! И он даст тебе то, что ты желаешь: тишину и освобождение, за которыми в сердце хлынет любовь. Мы всегда хотим одного и того же - быть счастливыми или утолить печаль. И то, и другое – это пламя, которое дарует тепло и съедает горечь. Подумай. Ведь так?