533 подписчика

Отрицание жизни: откуда оно берётся?

Только я могла догадаться взять в отпуск на Средиземном море (которое чуть лучше, чем райское наслаждение) томик с заунывными речами Эмиля Чорана о том, как плоха жизнь и как сладка смерть. Но нет, это не испортило мне удовольствие от отдыха, потому что я вооружилась насмешкой и отстранённостью — лучшим оружием против румыно-французского мыслителя-эссеиста.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

"На краю бытия" — "Разломы" — "Магия разочарования" — "Перед лицом мгновений" — "Обострения" — "Это пагубное ясновидение". В такой последовательности представлены собрания афоризмов Чорана, объединённые той или иной степенью меланхолии и нигилизма. Чоран всё говорит о том, как он истосковался по смерти, как претит ему жизнь — этакий страдалец собственной плоти, бедный невольник жизни, он измучен, он придавлен необходимостью жить; а мне всегда было интересно: люди, которые вот так скулят, что сказали и ощутили бы, очутись они на краю бездны? если бы летели с обрыва? если бы оказались посреди бойни? если бы просто, на худой конец, стали бы задыхаться от куска, попавшего не в то горло? Сдаётся мне, мало кто из них стал бы приветствовать смерть радостными возгласами: "наконец-то!"

Только я могла догадаться взять в отпуск на Средиземном море (которое чуть лучше, чем райское наслаждение) томик с заунывными речами Эмиля Чорана о том, как плоха жизнь и как сладка смерть.-2

Но, несомненно, стоит отметить эрудированность, утончённость, своеобразную эстетику Эмиля Чорана. Да, то, что делает и как излагает мысли, определённо вызывает интерес. Понравился ли мне Чоран?.. Не знаю. Но вызвал усмешку — иногда ироничную, едкую; вызвал признание, в чём-то согласие. И желание читать ещё. Чтобы понять. Загадка, чёрт побери! Любопытна сама его личность скептика, пессимиста, мрачного парня — как и тот факт, что его убеждения, (способные привести либо к непрерывной хандре, либо к суициду) снискали популярность, породили поклонников!

Я не хочу говорить: "Ах! Чоран! Как он прав... у мира нет будущего! Его мрачность, его безжалостность — она так близка, в его словах — неутешительная правда..." Но я бы очень хотела побеседовать с ним. Вступить в дебаты. Послушать его. Попытаться заглянуть в глаза и понять — а что стоит за этими выводами, полными уныния и тоски? Что произошло с ним, внутри него? Неужели только такие наблюдения о жизни ему удалось сделать? Но беседам не бывать, ведь он уже умер... То есть, его мечта об объятиях ничего сбылась.

P. S. А я продолжаю восхищаться жизнью и верю, что смысл бытия можно отыскать. Но подборку цитат Чорана всё равно сделаю.

Только я могла догадаться взять в отпуск на Средиземном море (которое чуть лучше, чем райское наслаждение) томик с заунывными речами Эмиля Чорана о том, как плоха жизнь и как сладка смерть.-3