1. Воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает.
2. Как вы общаетесь с ребёнком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
3. Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребёнка и его поступок. Ребёнок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди, которые могут его наказать, но действуют в его интересах и его любят.
4. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.
5. Следить за тем, чтобы ребёнок был одет, обут и накормлен — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.
6. Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире.
7. Если в начальной школе ваш ребёнок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть над уроками — проблема не в ребёнке, а в школе. Меняйте школу. Сложнее — не значит лучше!
8. Я против постоянного пристального контроля. Ребёнок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют.
9. Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как надо жить. Если же родитель может говорить с ребёнком только о проблемах — у него проблема.
10. В разговоре с ребёнком не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нём, а о себе. Не «ты — плохой», а «я думаю, ты плохо поступил».
11. Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?