Найти тему
Ридус

«Кина не будет»: полетит ли в космос Юлия Пересильд?

Оглавление
Юлия Пересильд в центре, внизу Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Юлия Пересильд в центре, внизу Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.

Еще в ноябре прошлого года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил о том, что съемки первого художественного фильма в космосе запланированы на октябрь 2021 года. Космическая драма с рабочим названием «Вызов» является совместным проектом Роскосмоса, Первого канала и студии Yellow, Black and White.

Старт корабля «Союз МС-19» запланирован на 5 октября. В основной экипаж будут входить космонавт Антон Шкаплеров, Юлия Пересильд и Клим Шипенко, в дублирующий — космонавт Олег Артемьев, актриса Алена Мордовина и оператор Алексей Дудин.

В рамках реализации полета Научно-производственное предприятие «Звезда» приступило к изготовлению скафандров для основного и дублирующего экипажей. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Сергей Поздняков. Так же по его словам на предприятии уже сделаны гипсовые слепки, по которым будут созданы ложементы для кресел (они изготавливаются индивидуально для каждого участника космического полета).

Ложемент — не панацея, но гарант безопасности

Сергей Поздняков © Валерий Агеев
Сергей Поздняков © Валерий Агеев

Что такое ложемент? Это специальная конструкция, а если ее точно назвать, «индивидуально-моделированный стеклопластиковый ложемент с пенополиуретановым амортизирующим слоем», служит основной частью амортизационного кресла, которое эффективно защищает космонавтов от воздействия перегрузок на старте, в полете и при приземлении и обеспечивает их безопасность.

На нерасчетных режимах полета и при ручном приземлении перегрузки могут превышать 10 g, а это значит, что масса космонавта, весящего примерно 80 кг, составит 800 кг! Поэтому амортизационное кресло и его основной элемент — ложемент, позволяют обеспечивать почти 100% безопасность космонавтов на взлете и посадке космического корабля.

Но для этого форма ложемента должна с большой точностью повторять контуры тела космонавта. Поэтому существует целая технология его изготовления. В стапель, это такая большая емкость, похожая на ванную, ложится космонавт в специальном костюме, принимает позу человеческого эмбриона (это самая безопасная поза при взлете и посадке), а затем происходит первая заливка верхней половины тела космонавта жидким гипсом.

Во время заливки космонавта прижимают к ванне, чтобы он не всплывал, и под ним не образовывались пустоты. Потом космонавта вынимают, гипс застывает, подгоняют фрезеровкой все трущие тело космонавта места. Затем его снова помещают в эту емкость и делают вторую заливку. После всех операций ложемент с большой точностью повторяет все изгибы и формы тела космонавта.

Отливка ложемента © Валерий Агеев
Отливка ложемента © Валерий Агеев

Затем на космонавта одевается скафандр, он опускается снова в стапель, и в гипсе вручную фрезеруются места под шланги системы обеспечения, делаются бобышки под привязные ремни и многое другое.

После этого космонавт расписывается в специальном журнале, в том, что он себя чувствует комфортно в ложементе, что на него ничего не давит и ничто не мешает ему работать.

Затем пуансоны заливаются специальным химическим составом (полиуретаном) и помещаются в печь, где он превращается в вещество типа поролона, но более жесткое, которое повторяет все формы тела космонавта точно по гипсовому слепку и обеспечивает необходимые амортизационные свойства. Удовольствие это дорогое, и изготовление такого ложемента занимает примерно 2−3 месяца.

Спасти при взлете и посадке

Сокол © Валерий Агеев
Сокол © Валерий Агеев

Артистическая бригада, очевидно, будет одета в скафандры типа «Сокол». Этот скафандр является защитным, так как он предназначен для спасения космонавтов в случае разгерметизации космического корабля. В этом он схож с американским скафандром ACES, который носили астронавты при взлёте и посадке «Шаттла».

Скафандр «Сокол» не предназначен для выхода в открытый космос, но выдерживает эти условия. Скафандр рассчитан на пребывание в вакууме до 125 минут, что обусловлено малым бортовым запасом кислорода и ограничениями по тепловому режиму. В случае разгерметизации кабины посадка должна быть произведена в течение этого времени.

Почему Сергей Королев был против полета женщин в космос?

Космический мочеприемник © Валерий Агеев
Космический мочеприемник © Валерий Агеев

Юрий Гагарин и Валентина Терешкова — два самых известных имени в нашей и мировой космонавтике. 16 июня исполняется 58 лет со дня полета Терешковой, которая стала первой женщиной на орбите.

Поскольку полет в то время выполнял идеологическую миссию, технические неприятности можно было сразу предсказать. Вот что вспоминали ветераны космонавтики, в частности, Борис Черток:

Физическое состояние Терешковой в космосе оставляло желать лучшего — ее преследовала тошнота, головокружения, общая слабость. Это мешало проводить ей намеченные опыты в нужном объеме, а потому решено было как можно скорее отправить ее на Землю. Кроме того, на орбите с ней произошел конфуз. Когда нужно было выходить на связь с ЦУП, Валентина пропала. На Земле переполошились, уже подумали самое плохое, но по данным телеметрии поняли, что Терешкова… спала.
Терешкова не следовала инструкциям по ориентации капсулы с помощью системы ручного управления, часами не реагировала на позывные, питалась не по запланированному рациону и жаловалась на давящую тесноту в капсуле. Она не могла делать записи, так как в суете сломала свои карандаши. При возвращении на корабле случились технические неполадки, которые Терешкова не смогла исправить вручную, но, тем не менее, автоматика успешно посадила корабль в Алтайском крае. Но и там она отличилась. Раздала предназначенные для изучения тюбики с едой местным жителям в качестве сувениров, да и сама поела местной «земной» еды, что было категорически нельзя делать из-за непредсказуемой реакции организма и нарушении чистоты медицинского эксперимента.

Королев был очень зол и сказал:

- Пока я жив, ни одна женщина больше в космос не полетит! После полета Терешковой он расформировал женский отряд космонавтов и отменил все запланированные дальнейшие полеты женщин в космос.

Как будет чувствовать Пересильд и ее коллега Шкаплеров, сказать трудно, но соответствующие симптомы у них явно будут. Только надо учесть, что уборщиц на МКС не предусмотрено!

Будет ли кино?

А Земля такая маленькая! © Валерий Агеев
А Земля такая маленькая! © Валерий Агеев

Планируемые съемки первого художественного фильма в космосе вызвали резкое неприятие как в обществе, так среди ветеранов.

Причём, все началось с обмана. Якобы был объявлен кастинг на эту роль и Первый канал день и ночь отбирал претенденток, хотя было ясно, что простую девушку или не профессиональную актрису в космос не пошлют. Так и случилось. Выбрали Юлию Пересильд, довольно таки известную актрису. Так чего же было огород городить?

Кроме того современные технологии позволяют творить настоящие чудеса в кадре. Без всяких затрат или с минимальными затратами можно снять что угодно и космос, морское дно, и вспышки на солнце. А съемки в космосе, в условиях невесомости, радиации, попадании по закону подлости в МКС метеоритов, возможной разгерметизации очень опасны. Поэтому, зачем платить млн. долларов за то, что можно без труда снять на земле?

Российский космонавт, Герой России, рекордсмен мира по суммарной продолжительности полетов (878 дней) Геннадий Падалка вообще заявил, что подобные проекты только дискредитируют профессию космонавта:

- Мы, профессионалы, жизни кладём, здоровье и годы для подготовки. И вдруг по щелчку пальцев вот так просто «высаживают» профессионалов, а вместо них отправляют актеров.

Но не это главное. Будущие съемки уже привели к жертвам. За критику финансирования проекта съемок на орбите фильма был уволен Герой Советского Союза и Герой России, космонавт Сергей Крикалев с должности исполнительного директора «Роскосмоса». Он был последним космонавтом в руководстве корпорации. Более того, ее руководство повесило на него все неудачи российской космонавтики за 6 последних лет!

Да, по причине отсутствия серьёзной науки на российском сегменте МКС, перспективных будущих проектов и, в целом, нужности пилотируемой космонавтики «Роскосмосу» только и остается снимать блокбастеры в невесомости!