На прошлом занятии мы познакомились со способами выражения концентрации растворов. Если Вы пропустили данную тему, рекомендуем Вам с ней ознакомиться: https://zen.yandex.ru/media/id/60d292f1889c0360dcc84259/sposoby-predstavleniia-koncentracii-rastvora-60d29300acae541141592b2d
Довольно часто на практике нужно приготовить раствор, который бы имел определенную концентрацию, чтобы, в последствии, использовать данный раствор в химических процессах.
Так как раствор – двухкомпонентная система, состоящая из растворителя и растворенного вещества, данная задача сводится расчету количеств данных компонентов.
Решим такую практическую задачу:
Приготовьте 200 грамм раствора гидроксида натрия (ЧДА) массовой долей 5%. [Аббревиатура ЧДА – обозначает, что вещество чистое для анализа, то есть не содержит примеси в том количестве, чтобы они были обнаружены аналитическими методами. Такое вещество можно считать чистым, то есть имеющим массовую долю 100%].
Фактически, данная задача сводится к нахождению масс вещества и массы растворителя (воды).
Данную задачу можно решить вторым способом, используя так называемое "правило креста"
Разберем, как составлять данную схему для использования правила креста
Аналогичным способом можно решить многие задачи на приготовления раствора заданной концентрации.
Решим следующую задачу:
Какую массу соли необходимо взять для приготовления 25 % раствора, если в качестве компонентов использовать 200 г раствора с концентрацией 15%?
В данном случае, один из компонентов – раствор. Второй компонент – чистое вещество.
Какую массу воды необходимо добавить к 250 г раствора с массовой долей 12 %, чтобы получить раствор с массовой долей 8 %?
Определите концентрацию раствора, полученного при смешении 200 г р-ра с массовой долей 6% и 350 г р-ра с массовой долей 15%
После нахождения значения концентрации можно осуществить самопроверку на корректность. Очевидно же:
1) Если в раствор добавить чистого вещества – концентрация возрастет;
2) Если в раствор добавить растворителя – концентрация уменьшится;
3) Если смешать два раствора – концентрация получившегося раствора будет находиться в промежутке между концентрациями исходных растворов.
Особенности получения растворов из кристаллогидратов
Кристаллогидраты – кристаллические соединения, в состав которых входят связанные молекулы воды.
Все вы знаете соединение с традиционным наименованием «МЕДНЫЙ КУПОРОС» - кристаллогидрат сульфата меди (II) пятиводный:
Брутто-формула соединения - формальная запись вещества, отражающая качественный (из каких атомов состоит) и количественный (сколько в молекуле тех или иных атомов) состав соединения.
Из брутто-формулы видно, что каждая молекула данной соли имеет 5 молекул воды (или каждый моль данной соли содержит 5 моль воды).
При растворении данная вода освобождается и становиться частью растворителя. Не трудно догадаться, что если не учитывать наличие волы в кристаллогидрате, а принимать его массу за массу чистого вещества (сульфата меди в данном случае), мы получим завышенное значение концентрации.
Определите концентрацию сульфата меди, полученного при растворении 250 грамм медного купороса в 900 г воды?
Для лучшего усвоения материала, пройдите по ссылке и выполните тест:
https://forms.gle/S4DBEDUPHpANYb1g9
Для тех, кто хочет большего, решите задачу и пришлите решение в чат "Учебный класс". Не забудь прокомментировать в чате работы других ребят.
Ссылка на беседу класса:
https://vk.me/join/DKsyQe2p0hJ2Wdoch1XOTwi_qZEJow1udOM=
Для тех, кто все выполнил, оставьте здесь "Обратную связь". Это очень и очень важно, так как благодаря обратной связи мы можем скорректировать дальнейшие занятия.
Если Вы все поняли, ставьте палец к верху! Если не усвоили материал - палец к низу. Если есть вопросы, отзывы или замечания - напишите их в комментариях.
Желаю Вам продуктивных занятий. Инновационная школа России - Летняя школа юных химиков.
Для тех, кто видит нас впервые но желает присоединиться в нашу команду:
Летняя школа юных химиков: https://vk.com/chemschool37
Записаться на бесплатное обучение: https://vk.com/app5898182_-205267346#s=1349727