Да, оказалось так можно. Но я воспитана системой, и просто так взять и выйти из нее, точнее, вытащить оттуда ребенка, мне было страшно. Уйти из школы в никуда? Да как можно? Реальных примеров у меня перед глазами не было, а весь чужой опыт-это из сети, из книг, из разговоров. Но чужой, на то и чужой, на себя не примеришь.
Боязнь что не поймут, осудят, все эти "кто что скажет, что подумает", да и просто -как это так, раз, и свернуть с проторенной дороги на тропинку? Мой мозг взрывался, я искала более-менее приближенные к школе варианты.
Самый "безболезненный" для моей нерешительной натуры путь я нашла в обычной государственной школе. Там, где учился сын, на меня посмотрели как на дуру со странными замашками, мол "ишь, чего выдумала? нормально то не учится что- ли?" А вот в школе через дорогу наоборот, с легкостью оформили сына на семейное, даже не удивившись, они, оказывается, практикуют такое давно и семейники у них в каждой параллели есть. Я порадовалась. Вроде бы и в системе мы, в обычной школе, но при этом и свобода появилась. То ощущение про ёлку и попу.
И вот, 5 класс сын начал на семейном образовании. В школе сразу выдали распечатку, где были указаны предметы с датами двух консультаций и датой экзамена. Всё четко и понятно. По каждому предмету предполагался один экзамен за весь год и возможность два раза подойти к учителю в назначенное время, узнать формат экзамена( контрольная, тест, устный или письменный экзамен по билетам- кто во что горазд), задать вопросы по любым темам курса, получить задания, если учитель сочтет нужным. И всё. Как учиться, как готовиться- решаете в семье. Главное- прийти и сдать. Экзамены были расписаны по сложности предметов. Например, уже в октябре нужно было сдать всякие обж, изо, музыку, физ- ру. Потом до нового года было еще несколько экзаменов. В январе-феврале сдавались иностранный, история и что- то еще. Русский и математика завершали всё это дело в середине апреля. Можно было сдавать и раньше, по договоренности с учителями.
Плюсы такого формата- не надо ежедневно таскаться в школу, высиживать иногда бесполезные уроки. Полноценный сон делал своё дело- ребенок был полон сил, утром занимался, вечера проводил на тренировках, после которых можно было отдыхать, читать, да что угодно, главное- не вымучивать в ночи домашку.
Минусы. Их почти и нет. Разве что некоторые учителя намекали, что раз не сидишь в классе-значит ничегошеньки не знаешь. Вот не важно, занимаешься дома или нет, но раз не ходишь каждый день со всеми- не знаешь, и точка. То есть если ходишь и ничего не делаешь на уроках, получаешь двойки, отсиживаешься за спинами одноклассников, то это почетно. То есть можно быть разгильдяем, мягко говоря, и будешь больше уважаем учителем, нежели реально корпя дома над учебниками. Вот такое открытие. Но подобное отношение было у меньшинства учителей. Да и удивительно было бы, если учителя по каждому предмету принимали выбор семьи и относились к нему без своих предрассудков. Это утопия. Поэтому как было у нас - довольно приемлемо. Сын учился отвечать на каверзные вопросы " почему не ходишь в школу как все? Ты дома на диване лежишь целыми днями?" Неплохой опыт для ребенка, чтоб находить подходящие слова для отстаивпния своих прав и интересов.
Откровенно палки в колеса никто не засовывал, экзамены принимались, даже пересдавать можно было. Все в целом очень лояльно, знай учись.
Продожение следует.