Автопортрет – жанр крайне интимный.
Не каждому художнику он по плечу – и дело даже не в технике и мастерстве. В автопортрете, который станет шедевром, должна быть оголена вся истинная натура художника – только так ему поверят.
А так как натура у всех разная, то и автопортреты порой выходят очень необычными. Знакомим вас с 5-ю работами, которые, являясь шедеврами мировой живописи, остаются весьма странными.
№1. Пабло Пикассо, «Автопортрет перед лицом смерти»
Вопреки представлениям о том, что все самое гениально создается в молодости, лучшие работы Пикассо создает ближе к концу жизни – разменяв уже восьмой десяток.
Этот автопортрет был написан им за год до кончины, и, кажется, здесь художник предстает нам в максимально оголенном свете – от былой самоуверенности не осталось и следа.
№2. Ман Рэй, «Автопортрет»
Попав под влияние отца дадаизма Марселя Дюшана, знаменитый фотограф Ман Рэй превращается в художника без границ. Про себя он говорил, что для него «искусством было все».
Похоже, так оно и было – даже самые радикальные эксперименты Рэя становились первоклассным искусством.
В этом автопортрете бронзовое лицо художника словно похоронено в рамке и окружено мятыми газетами – своеобразное заявление о том, что настоящий художник будет жить в веках, в отличие от его критиков и «обличающих» публицистов.
№3. Фрида Кало, «Диего и я»
О невероятно тяжелых отношениях Фриды Кало с ее мужем мы писали в одном из прошлых постов. Этот автопортрет, один из самых известных, был написан в тот момент, когда художница сочла, что муж Диего Ривера в очередной раз ее бросил.
№4. Эгон Шиле, «Семья»
Шиле, обладатель манеры писать, которую не спутать ни с кем, писал либо обнаженных женщин, либо автопортреты. Тоже обнаженные, во всех возможных ракурсах. Из-за такой прямой чувственной подачи, не завуалированной романтизмом, его и называли «венским порнографом».
№5. Альбрехт Дюрер, «Автопортрет в образе Христа»
Провокативность и новаторство этого автопортрета заключается в том, что раньше в анфас было принято изображать только Христа, в то время как простых смертных писали с небольшим поворотом. Кроме того, образ художника явно идеализирован по иконографическому типу.