1,9K подписчиков

Минойская цивилизация - культура, изменившая мир. Часть 20 : Катастрофа на Крите

115 прочитали

Катастрофа на Крите

В середине XV столетия до н.э. положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены. Многие из них, например открытый в 60-х гг. XX в. дворец в Като Закро, были навсегда покинуты своими обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого страшного удара минойская культура уже не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна.

Развалины дворца Като Закрос.
Развалины дворца Като Закрос.

Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены.

Согласно наиболее правдоподобной догадке, выдвинутой греческим археологом С. Маринатосом, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о. Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря.

Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население.

Возможно примирение этих двух точек зрения на проблему упадка минойской цивилизации, если предположить, что ахейцы вторглись на Крит уже после того, как остров был опустошен вулканической катастрофой, и, не встречая сопротивления со стороны деморализованного и сильно уменьшившегося в числе местного населения, завладели его важнейшими жизненными центрами. Действительно, в культуре Кносса — единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли важные перемены, свидетельствующие о появлении в этих местах нового народа. Полнокровное реалистическое минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации, образцом которой могут служить кносские вазы, расписанные в так называемом «дворцовом стиле» (вторая половина XV в.).

Ритон в виде головы быка. Хлорит. Като Загрос. Ок. 1450 г. до н.э.
Ритон в виде головы быка. Хлорит. Като Загрос. Ок. 1450 г. до н.э.

Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы (растения, цветы, морские животные) на вазах «дворцового стиля» превращаются в абстрактные графические схемы, что свидетельствует о резком изменении художественного вкуса обитателей дворца. В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копий, что было совсем не характерно для прежних минойских погребений. Вероятно, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в Кносском дворце. Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: почти все дошедшие до нас таблички кносского архива были написаны не на минойском, а на греческом (ахейском) языке. Эти документы датируются в основном концом XV в. до н.э.

В конце XV или начале XIV в. до н.э. Кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже полностью не восстанавливался. В огне пожара погибли замечательные произведения минойского искусства. Археологам удалось восстановить лишь незначительную их часть. Начиная с этого момента упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Из первенствующего культурного центра, каким он оставался свыше пяти столетий, Крит превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца
Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца

Мы уже создали большой цикл статей о культуре минойцев : фресках , глиптике , резьбе по камню , ювелирных украшениях , керамике , музыке , одежде , оружии , танце, матриархате , талассократии и пчёлах Персефоны, Атлантиде, весне и цветах, статуях, еде, а также о Мифе о Дедале, Кносском дворце, обществе и экономике.