3,6K подписчиков

Доводим летом до автоматизма счёт в пределах 20

37K прочитали

Как учить таблицу сложения в пределах 20, чтобы поменьше учить и побыстрее выучить? В первом классе дети прошли счёт в пределах 10 и счёт в пределах 20, учились выполнять сложение и вычитание в пределах первого и второго десятка. Но навык ещё не закрепился. Чтобы не растерять полученные знания, летом лучше регулярно повторять материал.

Операции сложения и вычитания являются основой математики, поэтому их лучше довести до автоматизма. Вопрос – как? Отвечаю - поэтапно. Нельзя сразу учить всю таблицу.

klacc.my1.ru  Таблица сложения  в пределах первого и второго десятка.
klacc.my1.ru Таблица сложения в пределах первого и второго десятка.

Быстро научиться складывать (а на основании сложения и вычитать) ребёнку будет трудно. Поэтому изучение таблицы нужно разбить на несколько этапов, по принципу от простого к сложному.

1) Первый, самый лёгкий этап - решение примеров вида 10+а или а+10. Вот эти примеры:

10+1=11 и 1+10=11

10+2=12 и 2+10=12

10+3=13 и 3+10=13

10+4=14 и 4+10=14

10+5=15 и 5+10=15

10+6=16 и 6+10=16

10+7=17 и 7+10=17

10+8=18 и 8+10=18

10+9=19 и 9+10=19

10+10=20

Нетрудно заметить, что при сложении десяти с однозначным числом и при сложении однозначного числа с десятью, получаются числа второго десятка. Если вспомнить, что вычитание – это действие, обратное сложению, то легко можно научиться решать примеры вида 17-7, 17-10; 13-3, 13-10. Здесь действует правило: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получим другое слагаемое.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

2). Следующий этап – закрепить решение примеров вида 12+3, 15-3.

Здесь надо научить будущего второклассника наблюдать: работу ведём с единицами, а десятки потом просто добавляем. Чтобы к 12 прибавить 3, надо сложить 2 и 3, получим 5, да ещё десяток, итого – 15. Принцип такой, как при сложении однозначных чисел в пределах десяти, сначала складываем единицы, потом не забываем добавить десяток. Алгоритм вычитания: вычитаем единицы из единиц, потом добавляем десяток, получаем ответ. Очень хорошо для закрепления использовать кубики, палочки разных цветов, разрезные карточки.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

3). Вот теперь можем учить сложение с переходом через десяток, примеры вида 8+7, 9+5.

gramotej.blogspot.com    Голубым  цветом в таблице отмечены примеры с переходом через десяток, их 36.
gramotej.blogspot.com Голубым цветом в таблице отмечены примеры с переходом через десяток, их 36.

Прежде всего, следует напомнить, что такое «переход через десяток». Это когда при сложении единиц (например, 8+7) в ответе получается больше 10, а при вычитании из чисел второго десятка от 11 до 18 получается число меньше 10 (например, 15-8). Алгоритм сложения такой: выполняем сложение по частям, для этого разбиваем второе слагаемое на две части так, чтобы первая часть дополняла число до десяти. (Например, 9+5. Число 5 разбиваем на 1 и 4, сначала прибавляем к 9 единицу, получается десять, потом добавляем оставшуюся часть 4, ответ = 14)

Листайте галерею.

Упражнения на сложение в игровой форме (на кубиках, на карточках, на палочках) нужно проводить до тех пор, пока ребёнок не поймет принцип сложения чисел. Потом доводить навык до автоматизма уже без наглядности. И только после этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал.

4). Вычитание с переходом через десяток - последний этап счёта в пределах 20 – самый сложный. Алгоритм такой: вычитаем по частям. Сначала находим количество единиц в уменьшаемом. Разбиваем вычитаемое на две части: первая равна количеству единиц уменьшаемого, вторая – оставшиеся единицы. Сначала вычитаем первую часть, чтобы осталось десять, потом – оставшуюся часть.

Листайте галерею.

А теперь фокус. При вычитании числа 9 из чисел второго десятка от 10 до 18 можно познакомить ребёнка с небольшим волшебством: если сложить число десятков и число единиц в уменьшаемом, получим тот ответ, который нам нужен.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Подведём итог.

Первоклассник закончил учебный год, но навык сложения/вычитания в пределах 20 не закрепился? При помощи наглядности, в игровой форме повторяем, закрепляем и доводим до автоматизма. Если ребёнку сложно, опять возвращаемся к наглядности. Считаем всё, что можно считать в реальной жизни: стручки гороха, ягоды клубники, конфеты и печенья, цветные карандаши, прищепки для белья, пельмени и вареники и пр. и пр. Решаем весёлые задачи, придумываем их сами. Распечатаем и повесим таблицу сложения на видное место, чтобы всегда была перед глазами. Главное здесь – повторение. Чем чаще ребенок будет повторять, тем быстрее научится считать в уме.

Надеюсь, статья была вам полезна.

Буду рада новым подписчикам.