В XIX веке Бразилия, по масштабам рабской экономики, ничуть не уступала Соединённым Штатам. Однако Бразильское рабство имело свои особенности.
В Бразилии чуть ли не половина рабов использовалась в добыче полезных ископаемых на шахтах и рудниках в штате Минас-Жерайс. Кстати само название штата переводится с португальского как главные рудники. Но самое интересное заключается в том, что на северо-востоке страны в течении почти 100 лет существовало государство беглых рабов - Республика Палмарис.
Вообще бразильские рабы гораздо чаще и успешней восставали против своих хозяев.
И об одном таком восстании - восстании рабов - мусульман я и хотел бы рассказать в этой статье.
Это восстание произошло 25 января 1835 года в городе Сальвадор в штате Баия. В первой половине XIX века этот регион был одним из двигателей бразильской экономики. Многочисленные сахарные плантации и заводы были основой экономического процветания. И конечно же - всё это было немыслимо без многочисленных африканских рабов. Причем среди рабов было немало мусульман, которые были захвачены работорговцами в юго-восточной части современной Нигерии и Бенина. Эти мусульмане были представителями народности йоруба, они сохраняли свою исламскую идентичность и среди них было немало тех, кто умел читать и писать по арабски. При этом большинство мусульман владели различными ремесленными навыками и были городскими рабами. Они работали каменщиками, плотниками, сапожниками, портными, и другими ремесленниками.
Городские рабы имели больше свободы, чем рабы на плантациях. Они как правило, достаточно свободно передвигались по городу, выполняли различные поручения для своих хозяев и таким образом имели гораздо больше возможностей для того, чтобы общаться между собой.
Именно городские -мусульмане и начали готовить восстание, в котором участвовало более 1000 рабов. Восстание было приурочено к началу священного месяца Рамадан, а днём восстания было назначено воскресенье 25 января 1835 года, когда бразильские христиане отмечали день Богородицы и большая часть городского населения должна была находиться в многочисленных церквях.
В общих чертах, первоначальная идея состояла в том, чтобы устроить пожары в разных частях города, которые отвлекли бы внимание городских властей. В этой ситуации рабов наверняка послали бы за водой и таким образом они должны были собраться у общественных фонтанов и сообща начать восстание.
Однако реализации первоначального плана помешали два обстоятельства. Во-первых, один из лидеров восстания накануне был заключен в городскую тюрьму. Он был конфискован судебными приставами для оплаты части долга своего хозяина.
А во вторых, и что более важно, мусульманам не удалось оставить свои приготовления в тайне. Во второй половине дня 24 января по городу поползли слухи о том, что рабы собираются провести восстание, а мэр Сальвадора Франсиско де Соуза Мартинс получил донос о готовящемся мятеже. Всё это позволило властям предпринять превентивные меры и в значительной мере сорвать первоначальный план восставших. Мэр немедленно приказал шефу полиции сделать обход во всех районах города с усиленными патрулями.
Ночью вооруженные патрули наткнулись на группу рабов численностью около 100 человек, которая двигалась к городской тюрьме с целью освободить своего лидера. Таким образом в городе завязались первые бои. Многочисленные группы восставших двигались с разных концов города к Ратуше и по пути присоединяли к себе всё новых восставших. В городе наступил хаос, битвы с переменным успехом шли в разных местах. Однако наиболее крупная группа восстававших была разбита на площади Бонфим подкреплением из находившихся в пригороде кавалерийских казарм.
Репрессии были жестокими - около ста смертных приговоров. Остальные мятежники были приговорены к порке. Лидера восстания, который все это время находился в тюрьме приговорили к 1200 ударам. Главным последствием восстания стала отмена политики веротерпимости. В восстании участвовали только рабы мусульмане, рабы христиане отказались присоединяться к восставшим. Поэтому мусульмане были признаны главной угрозой действующей в стране системе рабства.
Ислам среди рабов был прямо объявлен вне закона и африканцы были вынуждены принять католицизм.