1,6K подписчиков

“Гений русского века”: почему так называют художника Аркадия Пластова, хотя он всю жизнь прожил в небольшом селе?

2,9K прочитали

По трассе М-5 мы движемся на машине из Ульяновска в московском направлении. Вокруг открывается пейзаж, каких много в средней полосе России: поля, перелески, невысокие холмы и сёла с разноцветными крышами.

Дорога вырывается из большого леса и перед нами возникает село, которое ни с каким другим не спутаешь. Прямо около трассы стоит красавица-церковь.

Значит, мы проезжаем Прислониху — родину художника Аркадия Пластова. Рядом, за небольшим заборчиком — памятник художнику и музей:

В Советском Союзе Аркадия Пластова знал каждый школьник. Напомню, если кто-то забыл, картину, по которой в школе писали сочинение:

А.Пластов"Ужин тракториста", 1951 г.
А.Пластов"Ужин тракториста", 1951 г.

Певец русской природы

На стенде около входа в музей Аркадий Александрович изображен с охапкой полевых цветов:

По трассе М-5 мы движемся на машине из Ульяновска в московском направлении.-3

И это не просто удачное дополнение образа. Герои картин почти всегда изображаются на фоне природы. Деревья, травы, цветы — обязательные действующие лица сюжета:

А.Пластов"Сенокос", 1945 г. За эту картину художник получил Сталинскую премию.
А.Пластов"Сенокос", 1945 г. За эту картину художник получил Сталинскую премию.

Художник трепетно любит эти простые, безыскусные русские пейзажи:

«Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэт фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, шитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять в который раз всё с большей убеждённостью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих зданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».( А.Пластов)

В селе многое осталось таким, как было при жизни художника:

Откуда берутся бездарные картины?

Пластов объяснял это так.

Приезжает художник “на натуру”. Знакомится с людьми, любуется природой, делает зарисовки и, переполненный впечатлениями, уезжает обратно.

“А время ушло, лето сменила зима, художник давным- давно в мастерской, люди же, их труд, радости и горе где-то там, далеко от Москвы.”( А.Пластов “от этюда к картине”, 1960)

Из памяти постепенно стираются впечатления, которые казались такими яркими.

И что же потом? Что делает художник, чтобы привнести “правду жизни” в картину?

“ Мы рассыпаем желтые листья на полу и пишем золотые ковры осени, ставим в позу убогих натурщиков с деревянными жестами, с лицами, безличными, как дно ведра, а то так просто принаряжаем тряпичный манекен и извлекаем из этих щепок и чучел конфликты жизни, жар и трепет человеческих страстей, могучее очарование природы…”(А.Пластов “От этюда к картине”, 1960)

Пластову не было нужды прибегать к таким трюкам.

Недаром его называли “гением русского века”. Он был частью тех людей, среди которых жил. Поэтому и сумел в картинах передать красоту природы и радость жизни простого человека. И, как ни заезженно звучит, любовь к Родине.

Два Мастера

Многие сравнивают картины Аркадия Пластова с произведениями Михаила Шолохова.

Оба Мастера творили не в столицах и заграницах, а в своих родных селах: Прислонихе и станице Вешенской. Они каждый день встречались с односельчанами — прообразами своих будущих произведений, видели их в труде и на отдыхе. Вместе с ними проживали и радость, и горе. В прикосновении к земле отечества они обретали настоящую силу писать правдиво, ярко, на века. И художник, и писатель сливались с природой, с жизнью, которая бурлила вокруг них. Поэтому и не были холодными, равнодушными наблюдателями, как не были судьями и очернителями.

Абсолютная правда жизни — это то, что делает их произведения настоящими.

Дочитали статью? Если понравилось, можно отметить лайком.

Комментируйте и подписывайтесь на канал, ведь флористика — это не только про цветы.