Найти тему
Учреждение "ГОЦНТ"

Старинный обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» прошёл в деревне Казацкие Болсуны Ветковского района

Старинный обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» прошёл в деревне Казацкие Болсуны Ветковского района 10 июня 2021 года. Кульминация обряда «пахавання» («похорон», закапывания) символической молнии-стрелы по обычаю проходит на сороковой день после Пасхи, на Вознесение Христово. Сотрудники учреждения «Гомельский областной центр народного творчества» провели мониторинг обряда вместе со своими коллегами ГУК «Ветковский центр культуры и народного творчества». Поддержать старинную традицию его проведения приехали школьники ГУО «Великонемковский детский сад – средняя школа Ветковского района», участники любительского объединения «Чебурашка» (руководитель, культорганизатор Валентина Посканная) филиала «Великонемковский сельский дом культуры» (заведующий Лариса Вересовая, агрогородок Великие Немки), а также детский образцовый фольклорный коллектив «Задоринка» (руководитель Ольга Дубровская) и клуб любителей народной песни «Ля самавара» (руководитель Тамара Подобедова) филиала «Светиловичский центр культуры и досуга» ГУК «Ветковский центр культуры и народного творчества» (заведующий Наталья Домосканова). Вместе с ними заведующий филиала «Казацко-Болсунский клуб народных традиций» Инесса Карпенко с одной из старейшей участниц фольклорно-этнографического коллектива «Казачка» Ульяной Васьковой водили «карагоды» со старинными песнями: концовка одной песни нанизывается на другую. Потом участники обряда, поделившись из «карагода» на шеренги, направились к полю с песнями стрелы: «Як пушчу стралу, вудоль па сялу…». В поле, подобно трём снопам жита, расселись дети, между ними женщины водили «карагоды» «крывыя танкі», что олицетворяют идею жизни, продолжения рода. После этого желающие катались по полю, чтобы не болела спина, закапывали символическую «молнию-стрелу» – монетки, пуговицы, бусинки, загадывая при этом желание. В конце заключительного ритуального действия говорят такие слова: «Як прайшла страла ўздоўж сяла, так, каб прайшлі ўсё гора і бяда міма нас!» С верой и надеждой участники обряда возвратились с поля, кто с девятью колосками в руках, чтобы потом дома положить их за иконами, а другие, обмотавшись ими. И то и другое на доброе здоровье! Старинные обряды «Ваджэнне і пахаванне стралы» 10 июня прошли также в агрогородках Столбун и Яново Ветковского района и деревне Волосовичи Чечерского районов. Их жители и до нашего времени из поколения в поколение перенимают эту архаическую традицию. По разнообразию песен, хороводов, театрализации ритуалов, как откликов умилостивления природной стихии, этот обряд не знает себе равных. В день кульминация обряда женщины из агрогородка Яново пекут блины, по их словам: «Богу на онучи», поскольку по народным представлениям считается, что Господь Бог на сороковой день после Пасхи отправляется на небо, и хозяйки хотят помочь ему в этом. И так происходит из года в год – на протяжении многих столетий… Не случайно, что архаика дохристианских мистерий входит в извечный круговорот жизни, в котором находимся и мы, современные люди.  

Текст и фото: Л. Мельникова,
Т. Хохрякова.
Старинный обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» прошёл в деревне Казацкие Болсуны Ветковского района 10 июня 2021 года. Кульминация обряда «пахавання» («похорон», закапывания) символической молнии-стрелы по обычаю проходит на сороковой день после Пасхи, на Вознесение Христово. Сотрудники учреждения «Гомельский областной центр народного творчества» провели мониторинг обряда вместе со своими коллегами ГУК «Ветковский центр культуры и народного творчества». Поддержать старинную традицию его проведения приехали школьники ГУО «Великонемковский детский сад – средняя школа Ветковского района», участники любительского объединения «Чебурашка» (руководитель, культорганизатор Валентина Посканная) филиала «Великонемковский сельский дом культуры» (заведующий Лариса Вересовая, агрогородок Великие Немки), а также детский образцовый фольклорный коллектив «Задоринка» (руководитель Ольга Дубровская) и клуб любителей народной песни «Ля самавара» (руководитель Тамара Подобедова) филиала «Светиловичский центр культуры и досуга» ГУК «Ветковский центр культуры и народного творчества» (заведующий Наталья Домосканова). Вместе с ними заведующий филиала «Казацко-Болсунский клуб народных традиций» Инесса Карпенко с одной из старейшей участниц фольклорно-этнографического коллектива «Казачка» Ульяной Васьковой водили «карагоды» со старинными песнями: концовка одной песни нанизывается на другую. Потом участники обряда, поделившись из «карагода» на шеренги, направились к полю с песнями стрелы: «Як пушчу стралу, вудоль па сялу…». В поле, подобно трём снопам жита, расселись дети, между ними женщины водили «карагоды» «крывыя танкі», что олицетворяют идею жизни, продолжения рода. После этого желающие катались по полю, чтобы не болела спина, закапывали символическую «молнию-стрелу» – монетки, пуговицы, бусинки, загадывая при этом желание. В конце заключительного ритуального действия говорят такие слова: «Як прайшла страла ўздоўж сяла, так, каб прайшлі ўсё гора і бяда міма нас!» С верой и надеждой участники обряда возвратились с поля, кто с девятью колосками в руках, чтобы потом дома положить их за иконами, а другие, обмотавшись ими. И то и другое на доброе здоровье! Старинные обряды «Ваджэнне і пахаванне стралы» 10 июня прошли также в агрогородках Столбун и Яново Ветковского района и деревне Волосовичи Чечерского районов. Их жители и до нашего времени из поколения в поколение перенимают эту архаическую традицию. По разнообразию песен, хороводов, театрализации ритуалов, как откликов умилостивления природной стихии, этот обряд не знает себе равных. В день кульминация обряда женщины из агрогородка Яново пекут блины, по их словам: «Богу на онучи», поскольку по народным представлениям считается, что Господь Бог на сороковой день после Пасхи отправляется на небо, и хозяйки хотят помочь ему в этом. И так происходит из года в год – на протяжении многих столетий… Не случайно, что архаика дохристианских мистерий входит в извечный круговорот жизни, в котором находимся и мы, современные люди. Текст и фото: Л. Мельникова, Т. Хохрякова.