Немного размышлений, навеянных проблемами сына.
Писала-писала, и всё удалила. Скажу проще.
Мне безумно больно и обидно наблюдать за тем, как сын набирается опыта в общении.
У него во многом взрослые реакции на происходящее.
Нет, я не говорю о его зрелости в личностном плане, нет. Просто его реакции - не такие детские, как у других.
Например, в школе, когда происходит несправедливость, он возмущён до глубины души. И выражает это возмущении.
В первом классе. Когда сверстники молчат в тряпочку, привычно проглатывая любое самодурство старших.
Именно эти реакции я и имела ввиду, когда говорила о том, что мои дети отличаются.
Они здоровы, они... то, что называют сейчас словом "нормотипичные", но то, что в семье принято общаться с ними на равных, вызывает диссонанс и проблемы, когда дети выходят в общество.
В то общество, которое детей за людей не считает.
И отсюда их проблемы в школе.
Какой ребёнок ездил на самокате в школу, вызывая когнитивный диссонанс у персонала?
Мой.
Это было семь лет назад, когда на самокатах в нашей школе дети не приезжали. И вообще, самокат не был обыденностью, как сейчас.
У вас сейчас куча есть увещеваний, мол, правила, школа, и "если все станут ездить"...
А теперь представьте, что ваш коллега приезжает в офис на самокате, складывает его в сумочку и аккуратно ставит возле своего рабочего места или где-то, где можно оставить свои вещи.
Представили?
Вы ему что-то скажете? А начальник ему что-то скажет?
Да никто никак не отреагирует! Потому что это выбор каждого - как ему добираться до работы, учёбы и теде, если этот выбор никому не мешает.
Ах, да! Любой выбор любого из нас может мешать окружающим, даже выбор между дышать или не дышать))
Тогда скажу иначе: право выбора каждого, если этот выбор не нарушает прав окружающих.
Но только не в случае ребёнка.
Потому что не положено, и вообще, ходи по струнке и не отсвечивай.
А то уборщица ударит тебя головой об ящик - случай в нашей школе, уборщица там уже не работает)
Понимаете?
Проблемы начинаются, когда ребёнок пытается встроиться в общество. Он видит себя в одном положении, в одной роли, где он равен окружающим минус опыт, а общество видит его в другой роли, где он всего лишь бесправный придаток к "его взрослому", и реагирует на него так, как реагировало бы на любого в этой другой, "бесправной" роли.
Эх...
Ах, да! Сверстники, воспитанные так, что не воспринимают себя разумными людьми. Сверстники, воспитанные в ситуации "ты никто и помолчи, когда взрослые разговаривают"...
Со сверстниками - всё плохо. Потому что эта ситуация она вынуждает к... простите, к нездоровым реакциям.
Ребёнок не учиться думать и принимать решения. Ребёнок не умеет быть ответственным за свои поступки и решения.
И не умеет просчитывать последствия этих решений! Не только в силу собственной незрелости, но и в силу навязанной ему обществом роли!!
Которая вообще не предполагает принятие решений и несения хоть какой-то ответственности за них!
А потом вы удивляетесь стаям шакалят, нападающим на взрослых!
Да это продукт нашего общества!!
Я пишу "нашего", а меня коробит)) Потому что я в этом не участвую!
Продукт наших школ, продукт воспитания в семьях.
И... И я не знаю, что вырастет из моих детей. Однако я очень надеюсь, что, повзрослев, они найдут себе сообщества, стаю по интересам, ровню по ценностям и встроятся в мир и общество.
Пока же... Пока же мы - я и они - работаем над этим.
Можно быть плохим, то есть, социально неодобряемым, а можно быть хорошим и тоже не получать социального одобрения.
И это, порою, совершенно невыносимо.
Особенно невыносимо, когда речь идёт о детях.
Будь как все и ни в коем случае не будь лучше. Даже насквозь проблемный *ёма имеет больше социального одобрения, чем тот, кто не готов молчать в ответ на несправедливость.
И да, я не понимаю, где именно и что именно менять, чтобы детям было легче.
И да, они не считают себя лучше других. считали бы, было бы легче: свысока не так обидны некоторые реакции окружающих.