22 подписчика

По ту сторону объектива: как выглядели авторы самых знаменитых фотографий Великой Отечественной войны

Когда мы смотрим на снимки Великой Отечественной, мы всегда думаем о тех, кто изображен на кадре, даже не представляя, что приходилось переживать тем, кто был за кадром.

Когда мы смотрим на снимки Великой Отечественной, мы всегда думаем о тех, кто изображен на кадре, даже не представляя, что приходилось переживать тем, кто был за кадром.
А ведь порой мы даже не знаем имен авторов, как они выглядели, и что им пришлось пережить за свою карьеру военных фоторепортеров.

Евгений Халдей

Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе. Фото: polk.press
Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе. Фото: polk.press

Его детство нельзя назвать счастливым.
Через год после своего рождения он получил ранение в грудь во время еврейского погрома в Донецке. Его мать и дед погибли во время нападения, он выжил благодаря случайности: его завалило одеждой и его смогли отыскать позже и вылечить. Он окончил всего четыре класса еврейской начальной школы, с тринадцати лет пошел на завод и примерно в это время увлекся фотографией. В возрасте шестнадцати лет его пригласили в газету “Сталинский рабочий”, потом - в “Социалистический Донбасс”. После окончания курсов в Москве его взяли в крупное фотоагентство “Союз-Фото” (Сегодня вы знаете его под названиями ИТАР-ТАСС или ТАСС).

Свой первый военный снимок Халдей сделал в Москве 22 июня 1941 года — люди на улице слушают радио, последний - через четыре года, пройдя все 1418 дней войны с незаменимой камерой «Лейка III». И этот последний снимок вы все прекрасно знаете. Он стал символом победы (второй в галерее).


Евгений Халдей был приглашен выступать на Нюрнбергском процессе в качестве живого свидетеля, а его фотографии стали вещественными доказательствами.

Поскольку Халдей был евреем, ему приходилось достаточно тяжело (евреи в СССР подвергались гонениям). Из ТАССа его выгнали в 1948, сославшись на политическую неграмотность, что было фактически приговором для его карьеры. Только после смерти Сталина он снова смог получить доступ к работе фотожурналистом, а в 1957 его приняли на работу в газету "Правда"

В 1995 году во Франции на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею присудили самую почётную награду в мире искусства — титул "Рыцарь ордена искусств и литературы".

Умер он в 1997 году и был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.


Дмитрий Бальтерманц

Советский фотокорреспондент Дмитрий  Бальтерманц. Фото: открытые источники
Советский фотокорреспондент Дмитрий Бальтерманц. Фото: открытые источники

Родился в Польше в 1912 году в семье офицера царской армии, но вскоре после его рождения родители развелись и мать вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца. В 1915 году семья уехала из Польши в Россию, подальше от Первой Мировой, но в 1917 в России случилась революция, сделав жизнь всех бывших привилегированных сословий невыносимой. Почти сразу после Октября семью Бальтерманцев уплотнили, а их квартиру превратили в коммуналку, в комнате которой Дмитрий Бальтерманц прожил почти всю свою жизнь. После смерти отчима в 14 лет начал свою трудовую деятельность и увлекся фотографией, ассистировал многим известным и успешным фотографам, пробовал самостоятельно снимать. Без проблем поступил в МГУ на МехМат и окончил его в 1939 году. Тогда его пригласили преподавать математику в военную академию, но он выбрал путь фотожурналиста, и пошел работать в газету "Известия", которая отправит его на войну в качестве фоторепортера и... загубит карьеру!


Сотрудничество с "Известиями" закончилось после трагической для карьеры Бальтерманца ошибки редакторов. Фотограф вернулся с фронта в столицу, чтобы проявить и напечатать фотографии, сделанные под Москвой и Сталинградом и оставил их сушиться в редакции. Ночью, когда редактора искали иллюстрацию в утренний номер по ошибке подписали снимок Бальтерманца с подбитыми английскими танками "подбитые немецкие танки". Фотограф не присутствовал при отборе. Когда ошибку обнаружили, всю ответственность возложили на фотографа. За что тот был уволен и разжалован в штрафбат. В 1943 его тяжело ранили в ногу и вплоть до 1944 года он пролежал в госпиталях. Конечность удалось спасти от ампутации, но Бальтерманц всю оставшуюся жизнь слегка косолапил. В 44 он вернулся на фронт как корреспондент, но на этот раз от армейской газеты "На разгром врага". После войны он еще долго не сможет найти работу, отчасти из-за своего еврейского происхождения, отчасти из-за несправедливой "печати" штрафбата.


Свой самый известный снимок "Горе" Бальтерманц сделал в январе 1942 года в Крыму. Впоследствии, этот снимок станет символом войны для целого поколения (речь идет о старшем поколении, новому больше близок "Комбат" Макса Альперта).

На снимке - место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей. По полю ходят потрясенные горем люди, выискивая среди убитых своих родных.  Фото: Дмитрий Бальтерманц
На снимке - место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей. По полю ходят потрясенные горем люди, выискивая среди убитых своих родных. Фото: Дмитрий Бальтерманц

Этот снимок фотограф долго не показывал и не выставлял на персональных выставках. В 60-х годах известный итальянский фотограф Кайо Гарубба, приехавший в Москву, обнаружил в архиве Бальтерманца эту фотографию и уговорил его продемонстрировать снимок на его выставке "Что такое человек".
Фотография была признана лучшей, получив несколько призов. В Советском союзе снимок показали только в 1975 г.

Бальтерманц умер в 1990 году.

Макс Альперт

Макс Альперт. Фото: abkhazinform.com
Макс Альперт. Фото: abkhazinform.com

Родился в 1899 году в Симферополе.
Фотографии учился вместе с братом в ателье Готлиба в Одессе, но был вынужден прервать обучение, когда его зачислили в ряды Красной армии в 1919 году. После гражданской войны Альперт продолжил заниматься фотографией, и стал тесно сотрудничать с газетой "Правда".

В России его прежде всего уважают как родоначальника жанра серийной репортажной фотографии. Его карьеру можно считать самой гладкой и успешной из всех упомянутых в этой статье. Уже в 1920 году он входил в ассоциацию фоторепортёров при московском доме печати, а в 1930-х делал фотоочерки для иллюстрированного журнала СССР на стройке (что было в то время очень престижно).


В годы Великой Отечественной снимал на фронте, в тылу, не раз снимал в боях. Его снимки охотно брали ТАСС и Совинформбюро. В это же время он делает самую знаменитую и самую спорную фотографию с исторической точки зрения.

Комбат. Фото: Макс Альперт
Комбат. Фото: Макс Альперт

До сих пор доподлинно неизвестно, кто и при каких обстоятельствах изображен на фото (по некоторым версиям - комбат А. Г. Еременко, но сам Альперт это опровергал).
Многие критики даже сомневались, что снимок не постановочный. Среди коллег Альперта ходили слухи о том, что фото было сделано во время боевых учений в довоенное время, но автор настаивал что этот снимок - не более чем репортерская удача.

Как только был отдан приказ о выступлении, солдаты в полном боевом снаряжении вышли из окопа и залегли. Комбат вышел из блиндажа следом за ними. Повернувшись по направлению к бойцам, высоко над головой подняв револьвер, он в патриотическом порыве звал бойцов в наступление... В те считанные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа - писал Макс Альперт в своей книге "Беспокойная профессия".


"Комбат" - одна из тех фотографий, которая в наше время обросла множеством легенд. Кто-то рассказывает, что сразу после того, как был сделан снимок - изображенный на нем комбат был убит, кто-то считает, что на снимке вовсе не комбат, а политрук. Другие утверждают, что вражеская пуля попала в объектив, и фотограф думал, что кадр испорчен. Истоки всех этих легенд исходят из различных авторских записей, в разные годы сделанных самим фотографом, а так же устных цитат, собранных его коллегами-фотографами, критиками и журналистами. Нельзя доподлинно утверждать, какая из версий правдива.

Мы в любом случае этого уже не узнаем. Альперт умер в 1980-м.
Символ - он на то и символ, чтобы оставаться за завесой тайны.

Если понравилась статья - пишите об этом в комментарии или ставьте лайк, я сделаю вторую часть о фотографах и их знаменитых снимках.