Сегодня в нашей постоянной рубрике три фильма о сверхъестественном - три истории о призраках, которые с давних пор занимают центральное место в мифах, сказаниях и городских легендах во всех уголках мира.
Одержимость Майкла Кинга
Писать о том, насколько заезжена тема одержимости в киноиндустрии - уже заезженный прием, так что получается двойной моветон. Проблема в том, что данная тематика очень сильно ограничивает фантазию авторов, заставляя их придерживаться стандартных рамок - религиозные ритуалы по изгнанию привлекают фактом своей реальной подоплеки в жизни, но создать что-то принципиально новое и более сильное, играя на одной доске с "Экзорцистом" Фридкина сложно. Тем более, что картина 1973 года мощно выезжала на шумихе и рекламе.
Что ж, фильм 2014 года Дэвида Юнга не раскошелился на запуск многочисленных слухов и баек о фильме, однако, сам формат кино привлекает внимание - мы должны столкнуться с знакомой историей под иным углом в формате найденного футажа, или, проще говоря, псевдодокументального кино. Бросается в глаза при чтении описания и другое кардинальное отличие - главный герой здесь не ищет способов экзорцизма, а нарочито пытается вызвать нечто демоническое, и, грубо говоря, сам подставляется. Но обо всём по порядку.
Майкл Кинг по профессии режиссер-документалист, а по призванию - семьянин, так что эти два фактора сходятся в сюжетную канву. Пустота после трагической гибели супруги приводит Майкла к решению снять документальное кино о потусторонних силах - по сути, это его способ пережить боль и, вероятнее всего, несмотря на свой атеизм и скептицизм, Майкл в глубине души надеется найти подтверждение существования чего-либо за пределами земного опыта. Это важно понимать, потому что основные претензии к фильму строятся именно на вменяемой главному герою претензии - мол, зачем это было делать и при чем здесь жена? Проблема в том, что эту мысль должны были более четко донести авторы, но тут вышла просадка.
Именно из-за личной боли и личного интереса Майкл не просто пытается связаться с духами, в которых не верит, он готов стать испытательной площадкой для доказательства того, что ничего мистического и потустороннего не существует. Так что Майкл просто включает камеры и заявляет во всеуслышание, что ждёт прихода некой силы, если она существует. Затем герой идёт дальше, выполняя черный ритуал. Когда и это ни к чему не приводит, Майкл включает навыки профессионального журналиста и находит людей, которые утверждают, что бывали на грани и видели иной мир воочию.
Встреченные Майклом одухотворенные товарищи не вызывают особого расположения, скорее подсаживают на панику. Но только не Майкла - он готов идти до конца и участвовать в любых экспериментах. Так он попадает к странной парочке, которая потчует его галлюциногенами и заставляет сняться в сомнительном видео, после чего его ждёт другой психоделический опыт - сложный и странный ритуал от гробовщика, помешанного на черной магии.
Вероятно, такой персонаж покажется вам плоским и клишированным, и, к сожалению, в этом есть доля правды. Первое, что отталкивает в фильме - именно обилие клише. Это касается и приемов запугивания в виде глуповатых скримеров и жутких звуков, это касается побочных персонажей, которые, во-первых, могли быть куда колоритнее, во-вторых, могли иметь хоть какую-то мотивацию позволять снимать на видео то, чем они занимаются. Это касается многого в фильме, что делает его несколько скомканным и вторичным. Вторая основная претензия - плохое соблюдение формата "мокьюментари". Сам жанр псевдодокументалистики даёт отличные инструментарий для запугивания в виде картинки низкого разрешения с обилием багов, отсутствия студийного света и так далее. Сцены, в ходе которых Майкл участвует в сомнительных экспериментах найденных им знатоков сняты с руки приглашенным Майклом оператором, и тут весь арсенал в наличии (правда мог быть отыгран лучше). Сцены из дома же чересчур глянцевые - в их любительское происхождение не веришь. К тому же, порой очевидно, как меняется ракурс, что было бы невозможно при статично закрепленных камерах.
Скоро с Майклом начинают происходить жуткие изменения, и он все это регистрирует на камеры. Его сестра в страхе сбегает из дома, забирая с собой дочь Майкла, и герой остается наедине с самим собой, абсолютно дезориентированный - вся жуть в том, что нет никакого способа понять, в какой же момент в него что-то вселилось, и, соответственно, никакого шанса, прогнать это нечто. Концовка получилась довольно жуткой, как и вся часть с трансформацией героя. Жаль, что первая часть фильма наполнена клише и скомкана, не пошли на руку фильму и нарушения выбранного формата. В фильме сыграл небезызвестный Шейн Джонсон, но его участие мало что меняет в проекте. Можно сказать следующее - у фильма был потенциал стать куда более интересным и самобытным зрелищем, однако, "Одержимость Майкла Кинга" предлагает несколько иной взгляд на знакомую тему, что делает фильм весьма интересным и всё ещё самобытным.
Экстрасенс
Ещё один позабытый в начале 10х перл мистического кино о призраках и тех, кто пытается определиться со сложными отношениями к этому невидимому миру. Как и в "Одержимости Майкла Кинга", главный герой, а точнее, героиня "Экстрасенса" - скептически настроенная женщина от науки, которая не только отрицает существование призраков, но и порицает тех, кто верит в иной мир. Свои убеждения Флоренс предпочитает доказывать делом, поэтому она охотно участвует во всякого рода сеансах магии с целью разоблачения самозванцев - именно с одного подобного сеанса и начинается фильм.
После успешного выведения нечистых на руку и наживающихся на чужом желании верить в загробный мир на чистую воду Флоренс получает предложение, от которого очень хочет отказаться - учитель Роберт Мэлори, прибывший из школы-пансиона для мальчиков с 20летней историей, просит её расследовать гипотетическое существование призрака в стенах этой самой школы, в которой недавно произошла трагическая смерть ученика. Несмотря на протест против всей ситуации, Флоренс не может отказать, так как речь идет о детях, к тому же Роберт описывает детей как почти сирот, а сама Флоренс также выросла в приюте.
По прибытии в пансион Флоренс начинает разбираться в произошедшем, а заодно знакомится с местными обычаями и системой воспитания, надо сказать, довольно суровой. Учителя отличаются строгостью, среди мальчиков есть изгои, рассказы о произошедшем разнятся, как и отношение к возможному мистическому объяснению. Встретившая Флоренс домоправительница Мод встаёт на сторону девушки, сообщая, что она отрицает любые мистические корни произошедшего, и добавляет, что является читательницей книг Флоренс о разоблачение шарлатанов. Зато учитель Роберт, кажется, другого мнения, к тому же, у него есть свои секреты, принесенные им с войны.
Несмотря на разногласия, истина в этом случае оказывается весьма прозрачной, так что очень скоро, после некоторых манипуляций с винтажным фотооборудованием и вспышками, которые не сыграли никакой роли, в ходе бесед с мальчиками и учителями, а также некоторых находок, открывает весьма нелицеприятную правду, которая не приходится по душе любителям объяснять всё вмешательством духов. Но на этом заканчивается лишь одна история, самое главное лишь начинается.
Когда Флоренс случайно роняет в озеро портсигар погибшего на войне мужа, она пытается достать его из воды, но выходит, что жуткая рука утаскивает её на дно, и только вовремя прибывший Роберт спасает Флоренс от смерти. Вместе с портсигаром Флоренс приносит со дна озера свою главную тайну - о том, что все её искания, как и в случае с героем предыдущего фильма, Майклом Кингом, служат в действительности другой цели - найти доказательства существования загробного мира, чтобы смириться с утратой супруга, погибшего на войне, оставившего ей этот портсигар, и поверить в то, что он всё ещё где-то ждёт встречи с ней.
Это поразительное сходство в несущей конструкции психического остова героев не так уж удивительно и основано на реальном феномене психики - как часто мы отрицаем и презираем то, что так хотели бы иметь или во что, в действительности, хотели бы верить.
Итак, после происшествия домоправительница Мод начинает сомневаться в нормальности Флоренс, та, в свою очередь, всё больше сближается с Робертом - и пока на время каникул пансион закрыт, в большом доме остаются лишь эти трое и мальчик Том, чьи родители живут слишком далеко, чтобы забрать его. Но очень скоро Флоренс узнает, что число людей, населяющих покинутый пансион, на самом деле отличается от того, в которое она верит.
Фильм предлагает сонную туманную подачу и атмосферу с некоторой долей старомодности, но вкупе с временным сеттингом и главным местом действия это смотрится органично. Актерское трио Ребекка Холл, Доминик Уэст и Имелда Стонтон справляется на отлично в этой мистической запутанной истории и призраках и людях, которая недурно вписывает в канву тему травмы до того, как это стало мейнстримом. Да, фильм в чем-то подражает "Другим", и его можно назвать похожим на "Приют" Байоны и Дель Торо, но в нём достаточно самобытности и эстетики, чтобы не стать простой копией. Да, "Приют" более крепкий и цельный фильм, но "Экстрасенс", оригинальное название которого точно переводится как "Пробуждение" весьма достоин внимания.
Только через твой труп
Фильм "Кайдан", также известный в нашем прокате, как "Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном", является столпом японского хоррора. Снятый Масаки Кобаяси альманах из четырех историй до сих пор включают в списки самых важных произведений в жанре ужасы и мистика. Каждая история из "Кайдана" основана на японской народной сказке, так что это аутентичный эпос, и, конечно, истории, увековеченные Кобаяси, продолжают переживать современные постановки.
Именно такая постановка одной из японских городских легенд под названием "Примирение" является центром сюжета фильма "Только через твой труп" режиссера Таксии Миике - любимого кинематографиста Тарантино и автора жуткой "Кинопробы". При этом Миике подходит к механике повествования нестандартно, создавая мета-полотно, которое постепенно накладывает плоскости постановки "Кайдана" и драматических событий в отношениях актеров вне сцены друг на друга.
Фраза "японское кино" является почти жанровым определением и дисклеймером одновременно, так что вы можете считать, что были предупреждены. Однако, несмотря на авторство Миике, одно упоминание "Кинопробы" которого приводит в ужас, "Только через твой труп" нельзя назвать бесконечным потоком кровавых сцен - и всё же весьма неприятные и отталкивающие сцены присутствуют.
Итак, фильм плавно вводит нас в курс жизни и планов центральных персонажей этой истории - Косукэ и Миюки. Будучи парой в жизни, они также являются исполнителями главных ролей в постановке "Примирения" - и фильм неторопливо раскрывает характеры персонажей через их игру на сцене, через их увлеченность определенными аспектами этой игры, через их взаимоотношения друг с другом и другими членами театральной труппы.
Вскоре мы понимаем, что между героями "Примирения", которых играют Косукэ и Миюки и самими актерами есть весьма осязаемые связи - как и герой пьесы Косукэ начинает крутить интригу на стороне, обманывая свою возлюбленную, а Миюки, уподобившись жертвенной героине, занимает позицию выжидающую и обсессивную. И эта обсессивное поведение доводит её до настоящего кошмара.
Пока мы узнаем новые подробности и шаги героев пьесы, которая несколько отличается от прочтения в "Кайдане", но суть тут та же - предательство, измена, месть - герои фильма постепенно превращаются в собственных персонажей, будто по мановению волшебной палочки. Косукэ всё больше сближается с молодой актрисой, и всё больше испытывает неясного отвращения к Миюки, которая всё ещё выжидает и надеется. Но никакого волшебства тут нет - скорее глубокий психологизм, и Миике в этой картине весьма самобытно разыгрывает свою карту "Обыкновенного чуда" и "Внутренней империи", пытаясь приоткрыть занавес над темой взаимопроникновения актера и персонажа. Именно эта магия и мистика ставится здесь во главу угла, именно это пугает здесь - насколько роль может повлиять на человека, которому просто необходимо быть гибким, чтобы вживаться в неё. И речь необязательно должна идти о роли в театре. Мы все играем роли порой.
Ещё в Телеужин:
Для марафона - три свежих сериала с небольшими сериями до 40 минут
По статистике - 10 самых популярных оригинальных фильмов от Netflix
Не только лучшие - хорроры 2020 с самыми низкими рейтингами
Ещё сериалы - 15 лучших сериалов 2020 по версии Ranker
Свежее кино - три долгожданных проекта в новых "Свежевыжатых"