Осмотрев в деталях и с разного расстояния монумент "Мужество" в Брестской крепости и ознакомившись с историей его создания мы с вами, мои дорогие читатели, подошли к кульминации нашей экскурсии, а именно посещению "Головы" изнутри.
Как известно, проникая во внутрь головы человека врач-нейрохирург, понимая основные закономерности физиологии мышления, может выявить патологии конкретного индивида и даже их в какой-то мере исправить хирургическим путем. Например, удалив ту долю коры головного мозга, которая отвечает за страх, агрессию или чрезмерную фантазийность и озабоченность. Зачастую это бывает страшно, больно, но достаточно эффективно. Вот только ума, к сожалению, такие операции добавить не могут, а могут лишь убавить влияние чего-то сильно гипертрофированного.
Попробуем и мы, в прямом смысле путешествуя внутри гигантской головы абстрагироваться как от советской идеологической составляющей, так и от современных призывов свидомых беларусов к уничтожению монумента. Взглянем бесстрастным взглядом историка на наше недавнее прошлое в попытке объяснить феномен появления мемориала Брестская крепость-герой в значимом, но весьма проблемном с точки зрения объективной истории месте.
"Мужество" - это вторая крупная монументальная скульптура в жанре соцреализма внутри которой мне удалось побывать.
Помните, я как-то рассказывал как выглядит изнутри памятник дружине Александра Невского в Пскове?
Это скрепный монумент в честь того, что псковичи и новгородцы, на протяжении столетий грабившие и изничтожавшие своих соседей язычников по западному берегу Пейпус-озера, под предводительством русского князя утопили в озере весь цвет братков из конкурирующей христианской группировки, традиционно крышующей предков сето, эстонцев и латышей. Тем не менее западная экспансия диких русских орд после этого события постепенно сошла на нет и Европа, избавленная от нашествия восточных варваров на пару-тройку столетий, вздохнула свободно. Однако, как водится, монумент поставили на нашем берегу и не попавшим впросак рыцарям, а Александру Невскому с дружиной.
Примерно тоже самое произошло и с Брестской крепостью. Не самый удачный эпизод размена попавших в безвыходное положение 10 тыс. советских солдат на 500 австрийцев прочно занял свое место в советском героическом пантеоне. В результате бессмысленная, но от этого не менее героическая, оборона Брестской крепости послужила основой не только для создания мемориального комплекса, ставшего признанным образцом советского монументального искусства, но сохранения для потомков остатков Брестской крепости, которой в послевоенный период грозило полное уничтожение.
Понимание идеологической подоплеки героизации и мифотворчества вокруг Брестской крепости делает с позиции сегодняшнего дня неуместными какие-то упреки в адрес авторов и непосредственных участников конструирования этого столпа советской послевоенной пропаганды, который по итогу принес позитивный, хотя и не прямой результат.
Однако нельзя не заметить, что феномен Брестской крепости оставил в тени, возможно вполне намеренно, другие не менее ожесточенные, но более эффективные с точки зрения результативности приграничные крепостные сражения. Это происходило как в укрепрайонах по линии западной границы СССР так, например, в Керченской крепости, которая оказывала организованное сопротивление противнику дважды и один раз намного дольше Брестской крепости. И если Керченская крепость так или иначе была связана с катастрофой Крымфронта о которой было не удобно вспоминать, то сохранение памяти о защитниках Белостокского выступа (, Брестский, Осовецкий и Замбровский укрепрайоны) и района Львов-Перемышль (Перемышльский и Рава-Русский укрепрайоны) наталкивалось на еще более неразрешимое идеологическое противоречие.
Любая попытка героизации этих боев упиралась в невозможность логически объяснить советским гражданам какую-такую Родину защищали от вероломного противника советские солдаты не щадя своей жизни в боях первых дней войны. Ведь это была территория Польши, незадолго до этого вероломно присоединенная к СССР, а после войны незаметно возвращенная Польше обратно. Даже как-то и памятники там не удобно было ставить у соседей. Есть ли они вообще там по 1941 году мне не известно.
В Бресте же все совпало крайне удачно. Здесь была в наличии старая русская крепость, большая часть которой после войны осталась на территории СССР. Это позволяло строить какие угодно мемориалы без оглядки на соседнюю Польшу. Спарка из русской крепости и советского солдата - ее защитника, не оставляла шансов никаким альтернативным ассоциациям, полностью вытеснив польское прошлое этого места и даже намного более героическую оборону Брестской крепости во время польской кампании вермахта сентября 1939 года. Ну право же, не полякам жеж ставить здесь монументы с которыми тогда сражались здесь наши партнеры по разделу Европы? Хотя, как по мне, и не только по мне, увековечивание подвига польских солдат в Брестской крепости было бы крайне уместно. Как минимум потому, что их останки находят до сих пор и зачастую отделить их от останков советских бойцов 1941 года не представляется возможным.
Так что монумент "Мужество" пусть будет - как образец культурного наследия доставшегося беларусам от ныне несуществующего СССР. Любые вопросы о его демонтаже со стороны националистически настроенных не очень умных беларусов крайне не уместны. А вот забывать о советских солдатах, павших в июне 1941 года под Белостоком и Перемышлем не совсем правильно. Равно как о польских защитниках Брестской крепости 1939-го года, которые в отличии от советских солдат родились здесь и до последней капли крови защищали свою малую Родину в боях с расползающимся по Европе фашизмом.
Это было небольшое вступление, а теперь настала пора отправиться вовнутрь скульптуры. Для этого я уже воспользовался парочкой чужих фотографий, т.к. по какой-то причине свои на входе не сделал.
Как я уже говорил в предыдущей части, сам монумент внутри полый, а не высечен из монолита гранита или бетона.
Бетонные стенки, образующие поверхность скульптуры, тонкие - 20-80 см толщиной. Внутри «Мужества» находится металлический каркас с дежурным освещением.
После пожара в Останкинской телебашне 1999 года опалубку здесь и в скульптуре Родины-Матери удалили почти полностью.
Помимо балок и металлоконструкций внутри достаточно много различных кабелей обеспечивающих освещение и, вероятно, пожарную сигнализацию, а также датчики контроля за состоянием конструкции. Думаю, что вход в "голову" находится под сигнализацией и наверняка здесь установлены датчики объема.
На этом наша любопытная экскурсия закончилась. Напоследок скажу, что не я один выйдя на свежий воздух подумал, что было бы не плохо организовать экскурсионное посещение монумента. От этого музею один только профит, да и люди будут довольны, прежде всего брестчане, среди которых как раз и дискутируется вопрос сноса монумента. Ведь заезжие туристы в среднем отводят на крепость не более 2-5 часов и при массе более сильных аттракторов на путешествие вовнутрь скульптуры у них просто не хватит времени. А вот местные жители могут качественно разнообразить свой познавательный досуг, узнав много нового как об истории создания скульптуры и мемориала так и о конструкции "Головы", как они ее называют. Кстати, на балках каркаса удобно размещать стенды с чертежами и фотографиями процесса сооружения мемориала. Я думаю, что в архиве Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" их много.
Что же касается каких-то мнимых псевдо-этических установок на то, что заходить вовнутрь солдата это его осквернение - оставим их на совести авторов. Ведь никому же не приходит в голову связывать свое путешествии внутри статуи Свободы в Нью-Йорке с гинекологией? А как чувствуют себя редкие посетители внутри Родины-Матери на Мамаевом кургане в Волгограде?
Действительно, здесь погибло четыре тысячи наших солдат, попавших в безвыходную ситуацию. Но они до конца выполнили свой воинский долг, предпочтя погибнуть в бою, чем сдаться в плен. В Аджимушкайских каменоломнях погибло еще больше и еще трагичнее, но в пилоны мемориала и в сами катакомбы стоит очередь экскурсантов в шортах. Мне могут возразить, что это теперь Россия, а там и не такое возможно. Однако, так было еще и при Украине, а в одном из последних очагов сопротивления Брестской крепости и при СССР и ныне расположено кафе "Цитадель". В этих обильно политых кровью казематах тени погибших героев не мешают проводить свадебные, юбилейные и прочие увеселительные мероприятия под заказ.
Дак не лучше же все-таки отставить в сторону фрейдистские комплексы и прекратить уничтожать сооружения крепости - свидетелей их подвига, чем с напускной православно-колхозной святостью сдувать пылинки с послевоенного, пускай и очень хорошего бетона?
На этом мы с вами пока прощаемся, но не расстаемся. Впереди еще много интересных репортажей.
Первая часть текста:
Понравился материал? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых репортажей. Поддержите канал донатами через сервис Яндекс-Дзен. Спасибо!
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь